В прошлой статье мы рассматривали использование кормовых ингредиентов, происходящих из биобезопасного источника и доставляемых на кормоцех биобезопасным способом, в этой финальной части мы поговорим о биобезопасной приемке, хранении и смешивании этих ингредиентов на кормозаводе, а также о биобезопасном способе доставки готового корма.
Производственная стадия в цепочке поставки кормов – Биобезопасность на кормоцехе
Твердые и жидкие кормовые ингредиенты поступают в небольшой или средней по размеру таре (н-р, мешки, пластиковые кубы, канистры и бочки) и в больших контейнерах (прицепы, ж/д вагоны и др.) и то, как эти ингредиенты принимаются, хранятся и подаются в производство очень сильно отличается от одного кормозавода к другому. Поэтому, для каждого кормозавода требуется индивидуальный протокол биобезопасности.
Приемка ингредиентов
Биобезопасный процесс приемки твердых и жидких ингредиентов является наиболее важным аспектом в предотвращении заражения кормовых ингредиентов инфекционными патогенами. Необходимо соблюдать все меры предосторожности, чтобы обеспечить доставку кормовых ингредиентов к месту смешивания и хранения без перекрестного заражения.
Несколько практических и распространенных протоколов включают в себя:
- Контроль движения транспортных средств и людей – перемещение людей и транспортных средств должно контролироваться таким образом, чтобы минимизировать риск заражения органическими материалами на производственной площадке и, что самое важное – кормовых ингредиентов. Наиболее вероятный способ заражения – контакт при приемке ингредиентов, доставляемых транспортным средством насыпью с потенциально зараженных производственных площадок. В идеале, транспортные средства, доставляющие ингредиенты насыпью, должны отделяться от потенциально загрязненного трафика (н-р, транспортные средства, возвращающиеся с ферм или транспортные средства клиентов).
- Контроль при приемке – При поступлении ингредиенты и транспортные средства, которые их доставили следует визуально осмотреть на предмет отсутствия явного загрязнения органическими материалами. Перед разгрузкой необходимо очистить транспортное средство от явных следов загрязнения (н-р, грязи и снег на днище транспортного средства).
- Контроль работы после приемки - При доставке полученных (насыпью или в таре) ингредиентов к оборудованию для смешивания необходимо соблюдать биобезопасность (Фото 1). Для минимизации риска загрязнения ингредиентов чрезвычайно важно содержать оборудование по приемке и смешиванию в чистоте (н-р, приемные бункеры для ингредиентов, поступающих насыпью или в таре). Предотвращение рассыпания ингредиентов около приемных бункеров и недопущение сметания рассыпанных ингредиентов в бункер (Фото 2) являются чрезвычайно важными аспектами, если приемные бункеры не используются, их необходимо накрыть (Фото 3).
Хранение
Перед использованием ингредиентов в производстве корма необходимо обеспечить их биобезопасное хранение. Сыпучие ингредиенты следует хранить в закрытых контейнерах (т.е. емкости, цистерны), а не в открытых бункерах, где может произойти контакт с загрязненным транспортным средством или животными. Хранение ингредиентов, доставленных в мешках и контейнерах должно быть на безопасном складе на паллетах или полках, чтобы избежать доступа грызунов, птиц и жидкостей.
Переработка
Когда корм готов и до его отправки или потребления возможны дополнительные способы обработки, которые доказали свою эффективность в предотвращении выживания инфекционных патогенов, которые могли заразить корм – гранулирование, химическая обработка (н-р, формальдегид), инвентаризационный период при минимальной температуре хранения.
Пост-производственная стадия цепочки поставки кормов – Биобезопасность при доставке корма.
Финальная стадия перед потреблением – доставка готового корма на ферму. Хотя большинство кормов доставляется насыпью, существенное количество корма доставляется в мешках, поэтому следует обеспечить биобезопасную доставку в обоих случаях.
Важно обеспечить чистоту транспортного средства, перевозящего корма насыпью, а грязная обувь и одежда не должна соприкасаться с кормом. Это имеет решающее значение для каждого кормозавода.
Коммерческий транспорт для доставки корма насыпью перемещается обычно между кормозаводом и несколькими производственными площадками в один и тот же день и в течение одной недели. Поэтому внешнее загрязнение этих грузовиков представляет очевидный риск перекрестного заражения на кормозаводе после того, как они возвращаются с производственных площадок. Организация биобезопасной доставки является чрезвычайно важным аспектом и может включать доставку в соответствие с графиком, выделение определенных транспортных средств для конкретных производственных потоков и дезинфекцию стратегических транспортных средств для обеспечения защиты как кормозавода, так и обслуживаемых ферм. Как и любые другие посетители ферм, водителей транспортных средств просят надевать бахилы и никогда не пересекать границу чистой зоны.
Когда на производственную площадку доставляется корм в мешках, он должен быть на паллетах, а мешки должны быть надлежащим образом защищены от загрязнения пленкой, это предотвратит внешнее заражение мешков.
Выводы
Хотя перенос болезни через цепочку поставок корма это редко встречающееся явления при обычных условиях, последствия одного переноса может быть катастрофическим для производственной площадки или даже для целой индустрии. Поэтому понимание и внедрение некоторых основных принципов биобезопасности для цепочки поставок корма должно быть приоритетным.