Интерпретирование того, каков глобальный эффект от вспышек АЧС в Китае для стран-экспортеров свинины – цирковой номер, в котором в воздухе над головой жонглера парит одновременно множество мячей. Здравый смысл говорит, что эти вспышки обернутся для экспортирующих стран благодатным дождем, как только масштаб обязательного вынужденного забоя в очагах этих вспышек и вокруг них начнет влиять на общую обеспеченность этой страны свининой. Проблема такого рода здравого смысла лишь в том, что его апологеты жонглируют всего лишь одним мячом, пытаясь заставить остальные «зависнуть в воздухе». Слишком просто, да и законы гравитации никто не отменял.
Страна, которая съедает больше свинины, чем какая-либо другая на этой планете, и в которой даже более дешевое мясо птицы решительно уступает в популярности мясу свиней (хотя, да, эта популярность слегка растет, как и во всем мире), безусловно, является для экспортеров заманчивой мишенью. Неудивительно, что она может переварить большую, по сравнению с другими странами, часть общих запасов свинины – в ней самая большая численность населения. И это лишь вступительная часть истории. Самое интересное в том, что, несмотря на сохранение в стране огромной разницы в доходах и на огромный рост среднего класса в последние пару десятков лет, потребление свинины в Китае оценивается в 30 кг на душу населения в год, что, в грубом приближении, соответствует среднему потреблению в Европе, и более чем на 30% превышает таковое в США. И пришли они к этому с доходами на душу населения в, приблизительно, 20% от средних по Евросоюзу и 14% - по США. Что для экспортеров может тут пойти не так? Смотри Рис.1. Обратите внимание, что темпы роста потребления свинины последние несколько лет в Китае падали и это коррелирует с подобным же замедлением темпов реального роста Валового Внутреннего Продукта (ВВП).
Существует еще один мяч, который должен войти в игру: Всемирный Банк только что опубликовал свой ведущий доклад на 2019 г., с заголовком «Перспективы мировой экономики» и со зловещим подзаголовком «Тучи сгущаются». Вспомните, как в прошлом месяце мы уже предупреждали: когда спрос - все, благосостояние -первейшая необходимость. Эпицентром этого пасмурного прогноза, похоже, является Китай, где снижение темпов роста уже привело, в конечном итоге, к попыткам правительства сдержать кредитование, чтобы затормозить строительный и инфраструктурный бум, который уже значительно вырвался вперед, оставив далеко позади как заполняемость помещений, так и возможность выгодного использования. Особенно это относится к представителям молодого китайского среднего класса, многие из которых приобрели дома/квартиры и теперь переживают что-то подобное кризису жилья 2008-2009 г.г. в США. Переизбыток строительства драматичным образом снизил стоимость их инвестиций, сделав продажу жилья невозможным, ограничив тем самым их мобильность и заморозив рост доходов.
Вбрасываем еще один мяч. Пошлины, введенные США и первые судороги торможения ударили по спросу на технику и ее компоненты - значительную часть китайской экономики. Ошеломляющая переоценка компанией Apple спроса в сторону его уменьшения раскрыла то, что китайские потребители отказываются от хай-энд мобильных телефонов и технологий, стараясь защититься от падающих доходов и потенциальной неопределенности с трудоустройством. Замершие доходы и заметно сократившееся благосостояние заставляют более дешевое мясо птицы смотреться вполне привлекательно. Подешевле телефон, подешевле обед.
Все это заставляет уверенно предполагать, что спрос на свинину в Китае, скорее всего, будет падать более стремительно, чем сейчас идет его замедление – не только потому, что по мере сокращения предложения растет цена, но также и в связи с отсутствием неуверенности в своих доходах у «генератора» этого спроса - среднего класса. Китай изо всех сил стремится не показывать свою уязвимость, которая смогла бы поставить ее в более слабое положение при сделках, поэтому не ждите, что он придет на экспортные рынки «со шляпой в руках», готовый скупать большие объемы по максимальной цене. То самое смещение в сторону мяса птицы в общем потреблении мяса в Китае может немного ускориться, как только соблазн, навеваемый относительными ценами, станет, со временем, более непреодолимым. Свою лепту в копилку снижения спроса, как минимум ненадолго, внесет сокращение числа покупателей (особенно из числа горожан), отпугиваемых мыслью о «поедании зараженной свинины», - сколько бы их ни уверяли, вполне искренне и без всякого обмана, что для здоровья человека это опасности не представляет.
Теперь добавьте мяч, олицетворяющий досадный рост сопротивления «Новому Мировому Порядку», другими словами – глобализму. Чрезмерная диспропорциональность, структурная безработица, постоянное снижение стандартов жизни, налогообложение, демонстративно направленное на сокращение потребления таких необходимых ресурсов, как газ/дизтопливо (угроза мобильности) и электричество (угроза домашнему хозяйству) и т.д. Тут еще «желтые жилеты» - не только их появление, ставшее сюрпризом, но и проявляемая настойчивость, служащая предупреждением. Основной месседж: главное – люди, а не идеи. Движения за сохранение культурного наследия и раскол в европейском мировоззрении, примерами которого служат, например, Польша, Венгрия и Италия (сюда же можно отнести BREXIT, последствия которого непредсказуемы), а также растущий популизм в других странах, вроде Бразилии и США - и вот уже глобальная торговля начинает давать сбои, главным образом, из-за отсутствия определенности.
Подводя черту: в последние несколько дней мы понизили наш консенсус-прогноз в отношении летних максимальных цен на свинину в США до уровня ниже $80/туш (1,54 евро/кг) - впервые с ноября 2018 г.. Что остается в ценовом сценарии, больше похоже на нормальное сезонное летнее увеличение цены, которое медленно отступает – точно так же, как мираж, когда мы ползем в его направлении. Стоимость текущих американских форвардных контрактов не подтверждает возможность какого-либо всплеска экспортной выручки от большого роста поставок в Китай из США ни в один из периодов этого года. Надеюсь, что я ошибаюсь. Возможно, в следующем году, но к группе мячей для жонглирования придется добавить множество новых.