Температура тела (ВТ) является показателем, используемым в качестве индикатора для определения того, страдает ли животное от теплового стресса (Wilson and Crandall, 2011). Температура тела обычно измеряется в прямой кишке (Pearce et al., 2014), на поверхности кожи (Yu et al., 2010), подкожно (Morales et al., 2016a), на ушах (Morales et al., 2016b) и во внутренних органах (Моралес и др., 2015; 2016c). Свиньи имеют возможность передавать тепло от своих внутренних органов на поверхность, чтобы сохранить её постоянство (Huynh et al., 2005) путем увеличения частоты дыхания (Pearce et al., 2013a, 2013b). Недавние исследования показали увеличение до 200% частоты дыхания свиней вследствие теплового стресса (Morales et al., 2016a, Pearce et al., 2014). Кроме того, под воздействием теплового стресса увеличивается температура тела свиней, независимо от точки, где она измеряется.
Несколько недавних исследований показали, что между температурой окружающей среды свиньи и температурой тела свиней существует тесная взаимосвязь (Morales et al., 2015; Morales et al., 2016a; 2016b). Например, на рис. 1 показано, как меняется температура тела свиней при тепловом стрессе в зависимости от изменений температуры окружающей среды в течение типичного летнего дня в засушливых районах (Cervantes et al. 2017,).
Аналогичным образом, другие авторы (Yu et al., 2010; Pearce et al., 2013b; 2014) наблюдали повреждение эпителия кишечника свиней в условиях теплового стресса при повышении их ректальной температуры на 1,5 ºC. Это повреждение может повлиять на целостность кишечного эпителия и, следовательно, на его способность к усвоению питательных веществ.
С другой стороны, хорошо известно, что процесс потребления пищи вместе с процессом пищеварения и всасывания/метаболизма питательных веществ генерирует дополнительное тепло. В комфортных условиях постпрандиальная (возникающий после еды) температура тела свиней немного повышается. В недавнем исследовании, проведенном в нашей лаборатории, свиньи от 50 до 60 кг живой массы размещались в термонейтральных условиях (20 ± 2 °C); термографы были имплантированы в терминальной части подвздошной кишки и запрограммированы для измерения и записи их температуры тела каждые пять минут. Свиней кормили в двух разных группах (1,2 и 1,8 кг корма в день соответственно) типичным пшенично-соевым рационом. Свиней кормили два раза в день (в 07:00 утра и в 07:00 вечера по 600 и 900 г соответственно в каждой группе) в течение 10 дней. В среднем, как показано на рис. 2, температура тела повышалась в пределах от 0,6 и 0,7 °С сразу после употребления пищи и оставалась повышенной в течение приблизительно 5 часов после утреннего приема пищи. Начальное увеличение температуры тела связано с физической активностью, связанной с действием потребления пищи в дополнение к типичным движениям голодных животных перед кормлением. С другой стороны, устойчиво высокая температура тела в течение 5-часового постпрандиального периода объясняется химическими реакциями, связанными с перевариванием и усвоением питательных веществ. Кроме того, как и в предыдущих исследованиях (Morales et al., 2016b), стандартизированно илеальная усвояемость была определена на уровне около 90%. Поэтому, по оценкам, большая часть корма, предложенного утром, переваривается в тонком кишечнике, и что полученные питательные вещества были адсорбированы в течение первых 5 часов после приема. Это совпадает с периодом поддержания повышенной температуры кишечника. Поэтому повышение температуры кишечника, инициированное физической активностью свиней, по-видимому, поддерживается теплом, производимым во время переваривания пищи, а также поглощением и метаболизмом полученных питательных веществ. Еще более интересным является тот факт, что температура тела свиней, которые потребляли 1,8 кг корма в сутки, был примерно на 0,3 °C выше, чем у тех, кто получил 1,2 кг корма в сутки.
Однако такой эффект от потребления и переваривания корма не наблюдается у свиней в условиях теплового стресса. Диаграмма 1 показывает, что их температура тела даже уменьшается после потребления вечернего рациона. В этом исследовании свиней в условиях теплового стресса кормили два раза в день, в 07:00 утра и 07:00 вечера. С 06: 00 утра до 09: 00 утра их температура тела увеличилась со скоростью, аналогичной фактической температуре окружающей среды. Температура тела, записанная в период с 06:00 до 09:00 часов, однако, снизилась в той мере как температура окружающей среды - независимо от приема пищи в 07:00. В это время температура окружающей среды уже опережала температуру тела свиней, не испытавших теплового стресса. Эта реакция показывает, что влияние температуры окружающей среды на температуру тела больше чем влияние фактора пищеварения и абсорбции питательных веществ. В заключение следует отметить, что наиболее значимым эффектом теплового стресса у свиней является выраженное снижение (до 50%) потребления корма (Huynh et al., 2005; Morales et al., 2015). Воздействие высокой температуры окружающей среды, по-видимому, является основной причиной снижения потребления корма, а не тепла, полученного от пищеварения/метаболизма потребляемой пищи.