Клинический случай, описываемый мною, начался в ноябре 2013 года в Балагере (провинция в Льейде, северо-восток Пиренейского полуострова) на ферме по выращиванию поросят с живым весом до 18 кг. На настоящий момент там содержится около 1000 голов продуктивных свиноматок.
На рассматриваемой ферме выращиваются свои собственные ремонтные свинки, но принимая во внимание поправку к закону о надлежащих условиях содержания животных (директива 2001/88/ЕС), было принято решение увеличить мощность фермы с 600 до 1200 свиноматок. Это предполагало введение ремонтных свинок из какого-либо внешнего источника. Последняя партия свиней поступила на ферму в мае 2013 года. На внешней карантинной базе мы разместили 100 свиноматок F1 и 500 свиноматок F0 в возрасте около 5,5 месяцев, отрицательных по РРСС (репродуктивно-респираторный синдром свиней). По истечении одной недели изоляции была проведена плановая вакцинация животных против РРСС, гриппа, ПВС (паровируса свиней), рожи свиней, а также микоплазмы. Новые свиноматки были присоединены к стаду фермы после того, как провели 10 недель на внешней карантинной базе, после чего началось их осеменение.
Загоны с групповым содержанием для супоросных свиноматок, реконструированные в соответствии с требованиями закона о благополучии животных.
Средние суммарные показатели производительности в этот год составили 28.2 поросят-отъёмышей в год на одну свиноматку. Данная ферма показывает очень хорошие результаты, более того, следует отметить, что на ней нет животных с генетическими линиями, предполагающих сверхплодовитость.
Статус фермы по состояние здоровья животных определяется как позитивный к РРСС, а также к Mycoplasma hyopneumoniae.
План вакцинации
Проводится вакцинация свиноматок против РРСС с использованием живой вакцины на 7 день после опороса и на 50 день периода супоросности. Четыре года назад нами проводились сплошные (поголовные) вакцинации животных, но позже было принято решение о проведении вакцинации в соответствии с репродуктивным циклом свиноматок.
Мы также проводим вакцинацию против гриппа, паровируса и рожи свиней, болезни Ауески.
Поросята прививаются от Mycoplasma hyopneumoniae однократной дозой вакцины, а также против цирковируса свиней второго типа (ЦВС-2) в возрасте 3 недель.
Появление клинического случая
Вечером 6 ноября 2013 мы получили тревожный сигнал, когда имели место 4 случая аборта. Мы отправились на ферму в первый на следующее утро и провели проверку. В тот же день было зафиксировано еще 3 случая аборта у свиноматок.
Хозяин фермы показал нам на компьютере, что в загонах с групповым содержанием для супоросых свиноматок, в которых произошли аборты, 35% свиноматок не вошли в кормораздатчики, тогда как обычно к 9.00 в них заходит, по крайней мере, 90% животных.
Мы прошли в загон для супоросных свиней и оценили количество животных с повышенной температурой (39,5-40,5 ºC) и признаками вялости (приблизительно 50%). Мы взяли образцы крови у 4 свиноматок, абортировавших в предыдущие дни.
Первые 4 аборта повлияли на свиноматок, находящихся на 53-102 днях супоросности. Остальные же свиноматки, животные в помещениях для опороса, а также для поросят-отъемышей имели здоровый внешний вид.
Мы отослали образцы крови в лабораторию, объединили 4 образца, и днем ПЦР-анализ на РРСС дал положительный результат.
Высокие показатели распространения, повышенная температура, а также скорость, с которой животные заболевали, навели нас также на мысль о вспышке гриппа.
Ремонтные свинки и нерожавшие свиноматки находятся в загонах отличных от загонов с многократно рожавшими животными, но в одном и том же здании. Животные из первой группы не заболели.
На основании полученных результатов у нас появились сомнения. Одна из свиноматок, абортировавшая на 53 дне супоросного периода, была ранее привита РРСС вакциной (в понедельник – за два дня до аборта). Поэтому в ту же пятницу мы попросили лабораторию провести ПЦР анализ данной свиноматки, а также объединенных образцов крови от трех остальных свиноматок.
Результаты были получены в тот же день (пятница) в 16.00. ПЦР-анализа объединенных образцов на РРСС был отрицательным и положительным в случае с вакцинированной свиноматкой. Что же из этого следует? Стал ли РРСС причиной абортов? Или же аборт у вакцинированной свиноматки произошел как результат побочной реакции на вакцину и не имеет ничего общего с другими случаями аборта?
У нас было недостаточно информации. Но в пятницу (спустя два дня после первого прецедента), абортировали еще 6 свиноматок. На этот раз они были на 88-105 дне супоросного периода. У 5 свиноматок произошел преждевременный опорос (110 день супоросного периода).
Преждевременный опорос в загонах с групповым содержанием супоросных свиноматок
В субботу имели место еще 13 случаев аборта и 4 случая преждевременных родов. У свиноматок была повышена температура (38, 8-40,5 ºC). Ситуация казалась серьезной. В субботу утром мы отправились на ферму и вязли 15 образцов крови из хвостов свиноматок в загонах с групповым содержанием супоросых свиноматок. Из-за повышенной температуры животные даже не двигались, пока мы брали кровь из хвостов.
Мы начали лечение парацетомолом для снижения температуры – вводилась самая высокая доза допустимая в период беременности, а именно 60 мг/кг живого веса/день, так как количество потребляемой воды было меньше обычного из-за лихорадки.
В загонах с групповым содержанием супоросых свиноматок близких к опоросу наблюдалось большое количество заболевших животных, и мы сделали им инъекции кетопрофена. В субботу и воскресенье были зафиксирован еще 21 случай аборта.
В понедельник утром мы в первый раз сдали образцы в лабораторию, после чего вернулись на ферму. Температура у свиноматок снизилась (ни у одно из них не наблюдалось температуры выше 39,5 ºC). У свиноматок, которые должны были пороситься на выходных, начался опорос на 110 дне беременности. Поросята были явно недоношенными и большинство из них не выжили.
Мы решили взять назальный мазок у абортировавших свиноматок и провести ряд анализов на грипп на месте, которые оказались отрицательными. Мы отослали пробы назальных мазков в лабораторию для проведения ПЦР на свиной грипп.
Диагностика свиного гриппа на ферме.
В 15.00 были получены результаты анализа образцов крови, взятых в субботу и посланных в лабораторию в понедельник утром.
Наши опасения получили подтверждение. Из лаборатории были присланы результаты тестов ПЦР, и все пулы крови оказались РРСС-положительными. В тот же вечер мы провели сплошную вакцинацию животных на ферме, а также предупредили об опасности соседние фермы. Данные меры были предприняты совместно с Университетом Льейда (University of Lleida) и ассоциацией по охране здоровья свиней (the GSP), так как мы считаем, что проблемы здоровья могут затронуть любое хозяйство, и поэтому ветеринары всех компаний/ферм должны прилагать совместные усилия для поддержания здоровья свиней на соответствующей территории.
Во вторник стало известно, что результаты ПЦР назальных мазков на свиной грипп были отрицательными.
Необходимо особенно подчеркнуть скорость и эффективность работы диагностических лабораторий. Прежде для получения результатов требовалось больше времени. В настоящее время это занимает не более 24 часов, что делает их очень хорошим инструментом с области принятия решений.
В течение этой недели произошло еще 14 абортов. Проблема достигла помещений для опороса. Показатели многоплодия упали ниже 10 живорожденных поросят, а смертность в помещениях для опороса достигла практически 20%.
Падение показателей многоплодия и жизнеспособности помета из-за вспышки заболевания с явными признаками гипотермии и голодания у поросят.
На 47 седьмой неделе имели место еще 6 абортов, а также продолжились случаи преждевременных родов.
На 48 процесс начал замедляться. Абортов больше не было, да и опоросы стали проходить в положенные сроки.
Нами были предприняты следующие меры:
- Gроведена эвтаназия нежизнеспособных поросят.
- ограничение кормления поросят материнским молоком до первых 72 часов жизни, а также ограничение их перемещения из одного помещения в другое.
Спустя 4 недели после сплошной вакцинации была проведена повторная вакцинация. Мы приняли данное решение, так как во время проведения первой сплошной вакцинации у большого количества свиноматок была высокая температура, и мы посчитали, что ответная реакция на вакцину могла не соответствовать ожидаемой. Нашей задачей было снижение уровня виремии, и данная мера казалась эффективной.
Сроки вакцинации против микоплазмы и ЦВС-2 были сдвинуты на 5-ю неделю опороса. Данная мера проводилась в течение 4 недель, после чего сроки вакцинации были перенесены обратно на 3-ю неделю, так как мы поняли, что зараженные поросята находятся не в помещениях для опороса, а в питомниках для поросят-отъёмышей.
На 30-й день вторичной сплошной вакцинации против РРСС планируется проведение ПЦР-анализа поросят в посещениях для опороса, чтобы убедиться в том, что заражение поросят РРСС на этой стадии отсутствует.
Если в помещения для опороса не окажется зараженных поросят (то есть при условии отрицательного ПЦР-анализа на РРСС), то мы попытаемся уничтожить вирус на участках доращивания поросят.
За все 10 лет работы на данной ферме мы не наблюдали ни одного случая резкого снижения показателей репродуктивности. Было несколько случаев повторных вспышек респираторных заболеваний на стадии доращивания, а также в начале стадии откорма, но никогда не было резкого увеличения абортов.
Возможно, причиной тому послужило введение ремонтных животных в целях увеличения количества голов. Это могло дестабилизировать состояние фермы. Во всяком случае, на сегодняшний день новая партия свиноматок, осемененных в августе, сентябре и октябре, не пострадала от абортов, а их потомство вполне здорово.
Так как мне уже приходилось иметь дело со вспышками РРСС на других фермах, а случай на этой ферме резко отличался, то поначалу мы были сбиты с толку тем, насколько быстро животные заболевали, а также высокой температурой у них. Мы считали, что вирус должен распространяться довольно медленно, но забота о благополучии животных и групповое содержание повысили число контактов между носами и ртами свиноматок, в результате чего передача вируса стала осуществляться быстрее, чем когда животные содержались в стойлах. Учитывая данный факт, необходимо отметить, что ниши ветеринары также должны проходить «адаптацию» к закону о благополучии животных.
На данный момент (конец 2013 г.) проблема репродуктивности представляется решенной. Опоросы стабилизируются, тем не менее, в помещениях для опороса мы обнаруживаем поросят с атаксией. В новом году мы планируем начать бороться с проблемой на стадии доращивания.