К сегодняшнему дню вы уже, вероятно, вскочили на подножку вагона, ликующего, под бравурные марши, по поводу Китая. Китай – крупнейший в мире потребитель и производитель свинины, поэтому, когда у них выходит заминка, к вам тут же стучится Возможность. Однако, вполне может оказаться, что то, что вы принимаете за стук, на самом деле – клацанье челюстей. До того, как закажете подрядчика на земельные работы и доставку бетона на свою площадку, чтобы расширить производство, поразмыслите над следующим.
Большинство людей будут потрясены, насколько мало свинины в основных производящих и экспортирующих странах может дополнительно быть поставлено на экспорт, даже если цена весьма этому способствует. В США, около 25%, по массе, всего произведенного объема поступает на экспортный рынок, но структура этого объема не повторяет структуру туши. То есть, каких-то определенных отрезов идет больше, чем других. Если вы начнете отправлять в Китай туши целиком (на чем сейчас начали настаивать закупщики из Китая), то вы, в дальнейшем, разбалансируете снабжение супермаркетов в собственной стране, поставки по военным контрактам и обязательства по обслуживанию ресторанов/общепита.
Вы серьезно верите, что супермаркеты ЕС, США и Канады собираются, к примеру, оказаться в ситуации заметного дефицита свинины или остаться без окороков, лопатки и т.п. просто потому, что переработчики отправили все в Китай? В конце концов, как сейчас регулярно сообщают, количество свиней, предположительно забитых в Китае из-за АЧС, уже больше, чем если взять все поголовье США, приплюсовать к нему все поголовье ЕС и еще чуть-чуть добавить.
Если для расчета китайской потребности в импорте вы возьмете цифру потребления свинины в Китае в период до появления АЧС и вычтете из нее число свиней, забитых из-за АЧС, будьте готовы разочароваться. Мясо с черного рынка (от свиней, зараженных АЧС) реальным образом негативно влияет на потребительский спрос, и неважно, что вирус африканской чумы свиней безвреден для человека. Китайцы набили руку в быстрой смене источников белка. Так, например, при прошлых вспышках птичьего гриппа потребление с мяса птицы радикальным образом сместилось на мясо свиней. В первую очередь потребители берегут здоровье. Зооноз для них – не больше, чем теория.
Сезонные модели роста потребления в Китае - это осень, зима и, особенно, приближение нового года в феврале. К настоящему времени действие всех этих дополнительных стимулов уже несколько месяцев, как закончилось. Вдобавок, китайская экономика замедлилась, а это означает: доходы падают, рабочие места сокращаются, фабрики закрываются, экспорт снижается, и все труднее становится выплачивать кредиты на дома/квартиры. Все это придавливает спрос даже на товары первой необходимости, к которым относится еда. Приходится переключаться на альтернативные источники животных белков и заменители.
Китай обладает стратегическим запасом живой и замороженной свинины - как раз, на предмет подобного дефицита, способного привести к непопулярно высоким ценам на свинину. Стратегические запасы хранящейся в морозильниках свинины постоянно растут с 2008 г., когда эта программа была запущена в связи с опустошительными вспышками РРСС, имевшими место годом ранее. Возможно, чтобы покрыть весь дефицит запасов и не достаточно, но они послужат буфером, позволяющим Китаю вести закупки нужной ему свинины более рационально.
В данной статье недостаточно места даже для самого краткого обзора последних 3000 лет китайской истории, но, в двух словах - нет никаких оснований считать их хоть в чем-то слабее их конкурентов. Эта страна пережила такое количество вторжений, так долго существовала в условиях притеснений и угнетения другими странами, что в ней сформировалось стойкое и сильное стремление к тому, чтобы больше никто и никогда не смог ей доминировать или попользоваться. В условиях такого варианта развития событий (перебои со внутренним производством) Китай, чтобы ослабить способность конкурирующих стран использовать продовольствие в качестве оружия, склонен пойти на снижение потребления мяса. Не ждите, что они придут к вам с протянутой рукой, готовые купить по любой цене.
Скорее всего, Китай будет следовать той же стратегии, что и Россия – радикальное сокращение доли семейных ферм, которые видятся основным источником АЧС сейчас и всяческих напастей в будущем. Как вы думаете: тот объем потребления, который удовлетворяют мелкие семейные фермы (а это все еще больше 50% от общего производства и около 40% китайского потребления), полностью пойдет с полок супермаркетов, или он стабилизирует «дикие» продуктовые рынки (если такие еще останутся)?
Степень урбанизации Китая все еще не превышает 58% (Всемирный Банк) и это намного ниже, чем у развитых стран. Размер и масштаб проблем с африканской чумой свиней в Китае, а также ее последствия, особенно то, как и каким образом ее окончательно решат и не допустят в будущем, не может привести ни к чему другому, как к долгосрочной смене покупательских паттернов в области удовлетворения потребности в белках, и явными победителями тут станут мясо птицы и говядина.
Наконец, выгляните в окно. Вокруг весна. Говоря о спросе, грудинка, идущая в США на хладокомбинаты, накопление запасов окороков для их переработки к пасхе, а теперь еще и апрельский рост спроса на ребрышки для барбекю – все это уже запустило сезонный рост цен, который немного времени спустя еще больше подстегнут поставщики, когда число животных на рынке сократится, а их вес уменьшится.
Вычленяя нормальное сезонное повышение из текущего роста цен, обратите внимание на следующее: в США, последнее из крупнейших перерабатывающих предприятий открылось в самом конце марта. Свиньи, предназначенные для переработки на этом заводе, исходя из его мощности (на начальном этапе до 10 000 голов в сутки, постепенно дойдя до 12 000 голов), к тому моменту уже были выращены и оказывали давление на рынок. Месяц спустя завод все еще работает на полную мощность, однако, к середине лета эти дополнительная переработка поможет сгладить летнюю сезонность.
Единственное, что мы сегодня знаем наверняка: свинины китайцы съедят намного меньше.