Клинические симптомы РРСС
Вирус РРСС (РРССВ) вызывает у зараженных свиней системную инфекцию, клинические проявления которой одинаковы у свиней всех возрастных групп, чего не скажешь об ее последствиях, которые могут зависеть от возраста. Клинические симптомы, когда они есть, бывают различными и зависят от:
- вирулентности вируса;
- существования иммунитета, приобретенного в результате предшествующих инфекций или вакцинации;
- присутствия в популяции других патогенов;
- величины поголовья и практики, которой придерживаются в работе с ним.
В то же самое время, нередки и случаи субклинической (т.е., присутствие хронических бактерионосителей) инфекции.
Клинические проявления, которые обычно можно наблюдать при вирусной РРСС-инфекции независимо от возраста, включают в себя анорексию, лихорадку, апатичность, подавленность и респираторный дистресс. В описаниях некоторых вспышек докладывается о рвоте и легком цианозе ушей, брюшка и вульвы. В некоторых случаях (при РРСС «с высокой температурой») может наблюдаться сильный и диффузный цианоз. В маточных поголовьях самым очевидным признаком РРСС может считаться снижение количества продуктивно осемененных и поросящихся свиноматок. При вспышках РРСС обычно наблюдается рост числа преждевременных опоросов, выкидышей на поздних сроках супоросности и количества мертворожденных или ослабленных поросят. Также, сообщается об увеличении количества мумифицированных плодов. На пораженных вирусом фермах значительно возрастает отход поросят в доотъемный период. У поросят отъемного возраста может присутствовать диспноэ. В поголовьях, чистых от РРСС, внезапная диарея у новорожденных поросят – это клинический симптом, требующий пристального внимания, особенно в случаях, когда действие любых других известных энтеропатогенов исключено. Длительность проблем с воспроизводством зависит от размеров поголовья, но обычно составляет 2-3 месяца, после которых начинается медленное улучшение. На крупных предприятиях проявления болезни могут принимать циклический характер, особенно, если незараженные до этого ремонтные свинки или свиноматки продолжают вводиться в поголовье, в процессе чего могут образовываться субпопуляции с различным иммунитетом. Также возможны случаи, когда поголовье имеет контакт, одновременный либо последовательный, с многочисленными гетероморфными штаммами вируса, в результате чего полноценный перекрестный иммунитет не формируется и это приводит к циклическим инфекциям и вспышкам. Пораженные хряки, помимо тех же клинических симптомов, что и у инфицированных свиноматок, могут демонстрировать потерю либидо и снижение качества семени. Для поросят и свиней начальной стадии откорма основными клиническими проявлениями являются пневмония и замедление роста. Клинически, за периодом чихания, лихорадки и апатии следует экспираторная одышка и замедление роста. Часто в период после отъема заметно вырастает падеж. У поросят 4-10-недельного возраста широкое распространение получают респираторные заболевания, ассоциируемые с вирусом РРСС. В то же время, заражения гетероморфными штаммами также могут провоцировать продолжительные или повторяющиеся вспышки респираторных заболеваний у поросят на всех стадиях откорма. С ферм, поголовье которых поражено РРСС, часто жалуются на возросший уровень вторичных инфекций.
Лабораторная диагностика РРСС
Клинические симптомы (см.выше), подкрепленные макропатологическими изменениями и анамнезом, зачастую дают основание предполагать РРСС, особенно при острых вспышках. Характерные микропатологии тканей легких и некоторых других тканей (Рис.2) также позволяют предположить РРСС, однако и эти признаки не являются патогномоническими. Любой предварительный диагноз должен затем быть подтвержден обнаружением у пораженных свиней, помимо типичных симптомов, вируса РРСС (вирусная инфекция, вирусные антигены и/или вирусный геномный материал) с использованием лабораторных методов. Для определения в зафиксированных формалином образцах тканей наличия антигена широко используется иммуногистохимическое исследование, хотя основным лабораторным методом выявления вируса РРСС в целом ряду лабораторных образцов остается ПЦР. Серология способна косвенно подтвердить присутствие вирусной РРСС-инфекции или контакта с ней, однако не дает ответа на вопрос, перешла ли уже эта инфекция в стадию болезни. Забор сыворотки для парных проб, проводимый с интервалом в 2-3 недели, поможет понять, переросла ли вирусная РРСС-инфекция в клиническую проблему. Определить же возраст, в котором свиньи обычно заражаются вирусом РРСС, можно с помощью серийных проб крови, забираемых на различных этапах производства.
Рис.1. Легкое, обширно пораженное РРССВ. Оно опухло и имеет пятнистую окраску с коричневатым оттенком.
(Фото любезно предоставлено д-ром Грегом Стевенсоном, Университет штата Айова)
При респираторных заболеваниях, вызванных вирусом РРСС, очень часто обнаруживают признаки интерстициальной пневмонии, которые однако по степени распространения могут варьироваться от мультифокальной до лобулярной или диффузной. В общих чертах, легкие пораженных свиней выглядят пятнистыми, с коричневатым оттенком (рис.1). Лимфоузлы обычно опухшие, имеют отеки или кисты и у них коричневатый оттенок. Характерный симптом при микроскопическом обследовании - негнойная пневмония (Рис.2). Кроме того, у пораженных инфекцией свиней могут наблюдаться негнойный энцефалит в легкой форме, миокардит и/или ринит. Имеются описания эндометрита, миометрита и проблем с плацентой у свиноматок, переносящих острую РРСС-инфекцию. У большинства абортированных плодов и мертворожденных поросят с неосложненной формой РРСС отсутствуют какие-либо выраженные симптомы. Если же они есть, то обычно это:
- артрит и геморрагия пуповины;
- пятнистое распределение по легким небольших уплотнений (интертестиальная пневмония);
- увеличение лимфатических узлов;
- геморрагии на коже;
- отек век, окологлазничных тканей, мезентерия толстой кишки и различных внутренних полостей;
- дегидратация с «выпиранием» хребта.
Рис.2. Микроснимок интертестиальной пневмонии в легком, пораженном РРССВ. Межальвеолярная перегородка истончена, а интерстициальное пространство заполнено воспалительными клетками. (Фото любезно предоставлено д-ром Г.Стевенсоном, Университет штата Айова)
Детекция вируса РРСС лучше всего выполняется на ранней (т.е., острой) стадии инфекции. Приемлемый материал для анализа могут предоставить ослабленные новорожденные поросята, которые еще не успели пососать свиноматку, клинически пораженные (глухо ухающие, с лихорадкой) молочные поросята и/или анорексичные и с лихорадкой поросята-отъемыши и взрослые свиньи (т.е., свиноматки). Лучшими материалами для выявления вируса у отдельного животного являются сыворотка, легкое, бронхоальвеолярная жидкость (БАЖ), лимфатические узлы, нёбная миндалина и селезенка. Ротовая жидкость – отличный материал для выявления присутствия вируса в популяции. В случае репродуктивных проблем, в качестве материала для диагностики вирусной РРСС-инфекции могут быть использованы абортированные или мертворожденные поросята, физиологические жидкости или тимус которых могут быть подвержены исследованиям методами ПЦР. Однако такие исследования часто выдают отрицательный результат, что обусловлено качеством образца (автолиз) или моментом забора образца (стадия инфекции). Точность диагностики можно повысить, включив в исследование образцы материала, взятые у свиноматок. У свиноматок, во время выкидыша болевших РРСС в острой форме, в сыворотке должен присутствовать вирус и его можно выявить лабораторными методами. Свиноматки, которые во время выкидыша не болели, обычно не являются виремичными, но у них, однако, уровень антител в сыворотке должен быть повышенным.
Дифференциальный диагноз на респираторные заболевания включает в себя вирус гриппа А, ЦВС-2, респираторный коронавирус свиней, вирус псевдобешенства, Mycoplasma hyopneumoniae, Actinobacillus pleuropneumoniae, Streptococcus suis, Salmonella choleraesuis, Haemophilus parasuis и Pasturella multocida. При репродуктивных расстройствах, дифференциальный диагноз проводится на парвовирус свиней, вирус гриппа А, тесковирус/энтеровирус свиней, вирус псевдобешенства, вирус КЧС, цитомегаловирус свиней и лептоспироз.