Риски, связанные с профессией и непредсказуемые встряски не являются для свиноводов всего мира чем-то новым. Отличие в том, что очень нечасто охватившие весь мир вспышки болезни экзистенционального уровня угрозы, потопы, приливы изнуряющей жары, торговые войны, неурожай, приемчики, типа «продовольствие – как оружие», с помощью которых блокируется импорт из никоторых стран (вспомним Канаду), перепроизводство и еще парочка других проблемок (можете добавить в список что-нибудь из своих местных напастей) наваливаются одновременно. И, несмотря на это – прибыли... да-да, прибыли повсюду, которые, однако, идут на спад.
Так ли уж невероятно, что текущий уровень доходности в свиноводстве в северном полушарии сохранится и в июле? Уже очевидно, что свиньи в Испании теряют вес из-за изнурительной жары, стало быть, обычный для летнего времени сезонный рост цен должен принести в карманы производителей свинины еще больше прибыли даже и без дополнительной поддержки в виде возросшего экспорта.
Нет никаких сомнений, что своего рода фундаментом для прибылей является спрос со стороны регионов с расползающейся африканской заразой в Китае и Юго-Восточной Азии, поскольку они выкачивают свинину со всего мира. «Серый» рынок, «черный» рынок, официальные рынки и перекупщики не теряют ни секунды, отработанными приемами хватая свинину, чтобы минимизировать локально возникший дефицит и удержать рвущиеся в небеса цены. Они отточили свое умение добыть сколько угодно свинины с минимальной предоплатой. Добавим это к тому, о чем упоминали выше, приплюсуем множество вещей, которые уже не раз обсуждались в этой колонке - и готов густой супчик из влиятельных факторов, не позволяющих ухватить представителям свиноводческой индустрии ухватить куш всей их жизни, о котором им так мечталось. Здесь, в США, мы наблюдаем, как ценовые предположения сдвигаются уже на декабрь нынешего года, при этом текущие рыночные цены, хотя и генерирующие прибыль, откатываются быстрее, чем при обычных сезонных колебаниях.
Одной из новейших угроз доходности, к оценке которой только-только приступили, являются грандиознейшие весенние паводки, затопившие весь «кукурузный пояс» целиком, но особенно безжалостно прошедшиеся по его восточной стороне (Иллинойс, Индиана и Огайо). Цены на кукурузу на местном рынке уже взлетели больше, чем на $1 за бушель ($40/т), добавив к себестоимости производства $7,50-$10,00 на голову (свиноматки и товарные свиньи), при массе животного при реализации в 280 фунтов (127 кг). То, что становится все различимее, если вглядываться в ближайшие несколько месяцев – это дорожающие корма и дешевеющие свиньи.
USDA склонно подождать, пока полностью прояснится картина с кукурузой и соей, прежде чем внести какие-либо значительные коррективы в прогноз годового производства. В нормальный год это произошло бы уже несколькими неделями раньше, однако ситуация во всем «кукурузном поясе» до сих поре не улеглась. Вспомним одну «железобетонную» (ну, или почти) поговорку: «посадкам нужны осадки», однако, она не особо придает уверенности, когда вода поднимается настолько, что начинает заливаться к вам в сапоги, хотя история и утверждает, что вам надлежит в нее, поговорку, верить, а не переживать за свои промокшие ноги. Высокие переходящие остатки, большие, чем прогнозировалось, посевные площади и прогнозы высокий урожайности по кукурузе и сое в Аргентине и Бразилии, скорее всего, не дадут этой статье производственных расходов из просто проблемы переродиться в ночной кошмар.
Последняя проведенная USDA перепись свинопоголовья (27 июня) стала ничем иным, как сенсацией. Численность поголовья на фермах США велика, как никогда (как минимум, с тех времен, когда в середине 60-х стали проводить это исследование). Поголовье товарных свиней выросло с прошлого года на 4%, а средний убойный вес все увеличивался и увеличивался, удержавшись на этих же уровнях (в наст.вр. 281,5 фунтов; 127 кг) и в июле. Нам видится продолжение тренда на постепенный рост концентрации производства по откорму в Айове (в особенности) и перемещение маточного стада в (а также расширение там) соседние штаты, такие как Миссури, Иллинойс, Небраска, Южная Дакота. Касательно Айовы, мы так же видим экспансию маточного поголовья на ее северо-западной границе и замедление его сокращения в Северной Каролине.
Зная, что происходит с мегатрендом в производственно-сбытовых цепочках американской свинины, вы сможете прогнозировать подобные изменения еще до того, как о них заявит USDA. Мы уже писали о резонах для крупных производственных групп вкладываться в крупные упаковочные и перерабатывающие производства (из последних – заводы Clemens Coldwater, Triumph и Prestage Eagle Grove). Они это сделали и теперь могут «видеть» в обоих направлениях («вверх» и «вниз» по цепочке), получив тем самым возможность оптимизировать инвестиции в долгосрочной перспективе. Теперь добавьте к этому консолидирование ветеринарно-консультационных компаний, уже внедривших комплексное планирование с полным обслуживанием, услуги по приобретению и строительству новых производственных площадок, консультирование по вопросам генетики, сервисы в области продаж/сорсинга, технологии производства, маркетинга, приобретения перерабатывающих предприятий и, да!... даже услуги в области ветеринарии! Появление таких групп и их непрерывная консолидация – это, как раз, то, что стоит за большинством из тех процессов, о которых вы читаете в июньском Докладе USDA по свиноводству. Рекордная средняя продуктивность, географическое перераспределение производства, чтобы оптимизировать ветеринарные и другие затраты (например, на корма и транспортные) и быть как можно ближе к своим аффилированным убойным предприятиям. То, как эти группы справятся с первым реально устойчивым вызовом их доходам, станет инсайтом в отношении будущих трендов: эскалация консолидации или отступление к несколько менее рискованной фрагментации и возврат к специализации. История – это летопись успехов и неудач самых разных движений и течений.