На фермах проблемы с дыхательной системой свиней редко вызваны одним патогеном. Обычно участвуют несколько патогенов, что при ненадлежащем управлении и неблагоприятных условиях окружающей среды ведет к процессу, известному как Комплекс респираторных заболеваний у свиней (КРЗС).
В большинстве случаев основными агентами, влияющими на дыхательную систему, являются: вирус репродуктивно-респираторного синдрома свиней (РРСС), цирковирус свиней 2-го типа (ЦВС2), вирус гриппа свиней и Mycoplasma hyopneumoniae (Рисунок 1), которые сопровождаются условно-патогенными бактериями, которые используют основные агенты для развития своего патогенного действия - Pasteurella multocida, Bordetella bronchiseptica, Glaesserella parasuis и другие.
На Рисунке 1 мы видим, что M. Hyopneumoniae – агент, участвующий в большинстве сопутствующих инфекций, был обнаружен в легких животных с диагнозом КРЗС. Это патоген, который атакует реснички клеток эпителия в бронхах и бронхиолах, изменяет мукоцилиарную систему и также вызывает лимфоидную гиперплазию, связанную со слизистой оболочкой дыхательных путей. Оба действия способствуют колонизации, пролиферации и развитию патогенных механизмов других основных и вторичных патогенов, которые поражают дыхательную систему свиней. Различные экспериментальные исследования показали, что кроме помощи другим патогенам, M. Hyopneumoniae обычно усиливает их действие, поэтому комбинации, в которых участвует M. Hyopneumoniae отличаются самыми тяжелыми последствиями для животных и, как следствие, для рентабельности фермы.
Одной из самых частых коинфекций на свинофермах со случаями КРЗС является инфекция, вызванная M. Hyopneumoniae и вирусом РРСС (Фото 2). В подобных случаях, где данная сопутствующая инфекция была диагностирована, между серопозитивными по каждому из этих двух агентов животными была обнаружена положительная корреляция; другими словами, большинство животных, позитивных по вирусу РРСС также позитивны по M. Hyopneumoniae. Кроме того, было доказано, что M. hyopneumoniae продлевает и усиливает пневмонию, вызванную вирусом РРСС, что может быть обусловлено тем фактом, что у животных, коинфицированных обоими патогенами, присутствует увеличение провоспалительных цитокинов, таких как IL1-β, IL-8 и TNF-α, которые усиливают воспалительную реакцию в легких; также присутствует увеличение синтеза IL-10, который является противоспалительным цитокином, подавляющим и снижающим выработку других цитокинов и позволяющий сохранить повреждение на уровне легких препятствуя запуску бесконтрольной воспалительной реакции. IL-10 также может снизить иммунный ответ животного, что вместе с активацией других механизмов, снижает адаптивный иммунный ответ, что позволяет патогену продолжать свое действие в легких более длительный период.
В случае с коинфекцией с M. Hyopneumoniae и ЦВС2, было отмечено, что M. Hyopneumoniae ослабляет тяжесть поражений, вызванных ЦВС2 в легких и лимфоидных органах, способствуя репликации вируса, а также его жизнестойкость в тканях (Фото 3), усиливая таким образом, распространенность случаев системных заболеваний, обусловленных ЦВС-2 (фактическое наименование СМПИ (Синдрома мультисистемного послеотъемного истощения поросят).
У животных с коинфекцией M. Hyopneumoniae и свиного гриппа (Фото 4) наблюдалось следующее, когда свиньи заражены низковирулентным штаммом свиного гриппа после заражения M. Hyopneumoniae, существует значительный рост клинических симптомов и поражений легких, что говорит о способности микоплазмы усиливать вирулентность этих штаммов свиного гриппа.
M. hyopneumoniae также часто ассоциируется с другими бактериями, либо основными агентами, такими как Actinobacillus pleuropneumoniae (Фото 5), либо условно-патогенными агентами, например, Pasteurella multocida, усиливая их действие на легкое.
Как мы видим, когда вместе с другими основными агентами КРЗС в коинфекции появляется M. Hyopneumoniae, ее действие усиливает и увеличивает длительность поражений, вызванных этими патогенами, поэтому ее контроль жизненноважен для минимизации эффекта КРЗС и сокращения экономических потерь, связанных с этим заболеванием.