Недавнее исследование, проведённое университетом штата Айова, показало, что репродуктивно - респираторный синдром свиней (РРСС) по - прежнему вызывает серьёзные экономические потери для производителей свинины в США. Исследователи оценили, что РРСС обходится в $ 664 млн. в год или $ 1,8 млн. в день (Хольткамп Д. и др., 2011). Отчёты показывают, что влияние этой болезни в Канаде, Мексике, Азии и Восточной Европе кажется похожим. С тех пор как возникла эта болезнь более 20 лет назад, оба вируса РРСС – тип I и тип II – получили географическое распространение, генетическое разнообразие и, вероятно, повысили вирулентность (Муртау М.П. и др., 2010; Ли Б. и др., 2006). В Западной Европе, тем не менее, экономическое воздействие РРСС всё ещё находится в ходе обсуждения чрезвычайных известий от довольно серьёзных вспышек до субклинических случаев. Более низкая тяжесть заболевания в Европе может быть благодаря относительно высокому уровню распространенности инфекции, доминированию производственной модели от опороса до откорма/убоя, и преобладанию изолятов вируса типа I, которые, несмотря на широкое генетическое разнообразие (Стаджек Т. И др., 2008), вызывают менее серьёзное респираторное заболевание, чем изоляты вируса типа II (Мартинез-Лобо Ф.Дж. и др., 2011). Независимо от этого интересного обсуждения, конечно, в Западной Европе существует риск появления новых изолятов вируса РРСС типа I или II в районах с высокой плотностью свиней с преобладанием ферм от опороса до убоя. Кроме того, также реален риск межконтинентальной передачи изолятов высокопатогенного (ВП) вируса РРСС, обнаруженного в Азии. В то же время, в других частях мира, таких как Австралия, большая часть Южной Америки и Скандинавия, появление любого вируса РРСС может быть катастрофическим для местной промышленности (рисунок 1). Эта паника международного масштаба означает, что вирус РРСС сам по себе, также как и риск или потенциальные последствия его передачи между регионами не следует недооценивать.
Рисунок 1. Глобальное распространение и гипотетический межконтинентальный перенос вируса РРСС
При отсутствии утверждённой методологии группировки изолятов вируса РРСС и для целей данного изложения, «новым» изолят будет считаться, если является, по крайней мере, на 3% гетерогенным (отличным) в открытой рамке считывания (OРС) последовательности 5 нуклеотидов по отношению к любому другому изоляту, определённому ранее в комплексе (компании) или регионе за последние 3 года. «Резидентный» изолят будет являться противоположностью. В ряде случаев это произвольное пороговое значение может не иметь смысла и лишь использоваться в качестве опорной величины. Быстрое распространение вируса РРСС на большие расстояния в 90-х и относительная географическая замкнутость резидентных изолятов в последние годы, когда используются более точные процедуры мониторинга, предполагают, что для новых изолятов вируса РРСС нужны живые свиньи, семенная жидкость или заражённые транспортные средства, курсирующие между регионами (диаграмма 2). Как гипотеза, новые изоляты вируса РРСС происходят от непрерывного изменения вируса в регионах с его постоянной передачей в пределах стада и между стадами (регион В на рисунке 2). В странах, где наследственные производители и хрячники предположительно отрицательны на РРСС, где значительный прогресс был достигнут в карантине и процедурах распределения семени, наиболее распространенными причинами передачи на большое расстояние являются перемещение положительных на РРСС отъёмышей и поросят-откормочников, а также использование заражённых транспортных средств (регион А на рисунке 2). К сожалению, распределение положительного на РРСС ремонтного поголовья и семени продолжает иметь место в нескольких странах. Принимая во внимание, что, так как регион, комплекс или стадо уже инфицированы одним из изолятов вируса РРСС, принимать положительное на РРСС семя или ремонтных свиней является просто опасным. Всегда может появиться более вирулентный изолят и опустошить производство.
Рисунок 2. Передача нового изолята вируса РРСС из региона В в регион А.
Исследование, которое было проведено доктором Скоттом Ди и доктором Сатоши Отаке, показывает, что вирус РРСС может передаваться между стадами посредством заражённых транспортных средств (Ди С.А. и др., 2004), предметов, бывших в контакте с патогенными микроорганизмами (Отаке С. и др., 2002), людей (Отаке С. и др., 2002), насекомых (Отаке С. и др., 2004), навоза и аэрозоля (Ди С.А. и др., 2005). Передача этими косвенными путями обычно происходит на относительно короткие расстояния от первого свиноводческого участка, заражённого новым изолятом (рисунок 2), в районы с высокой плотностью свиней, которые, вероятно, усугубляются плохими методами биологической безопасности. Обычно, когда первое племенное стадо заражается, несколько последующих свиноводческих участков получают остро инфицированных свиней, каждая из которых в этих группах превращается в усилитель этого конкретного изолята вируса РРСС (регион А на рисунке 3). В это время можно сделать уже немного, чтобы остановить или замедлить эпидемию. Примечательно, что среди многочисленных генетически различных изолятов, которые определяются каждый год в районах с высокой плотностью свиней, только немногие из них способны передаваться между стадами и ещё меньшее число из них способно широко распространяться и охватывать весь регион или комплекс. Факторы, которые определяют, какие изоляты вируса РРСС успешно распространяются и сохраняются в географических районах или потоках свиней, всё ещё требуют полного исследования; однако, можно выдвинуть гипотезу, что способность изозята эффективно реплицироваться в свиньях, его способность передаваться многими путями, включая аэрозоль, и существование поголовья свиней, способного противостоять инфекции, а затем распространить значительное количество вируса в момент – всё может быть вовлечено в этот феномен.
Рисунок 3. Распространение нового изолята вируса РРСС через регион А
Контрольные исследования показывают, что восприимчивые свиньи, подвергнутые воздействию живого дикого типа вируса РРСС, могут выступать распространителями от 70 до 100 дней (Кано Дж.П. и др., 2007; Линхарес Д. и др., 2012). Большие поголовья свиней с отрицательной реакцией на РРСС служат усилителем вируса в случае недавно инфицированного региона и представляют значительную опасность для соседних ферм в течение длительного времени. Те же исследования показывают, что использование вакцин на основе модифицированного живого вируса в этих недавно инфицированных поголовий снижает продолжительность выделения вируса на 30дней. Также ожидается, что поголовья, которые выработали иммунитет против живого вируса РРСС, станут выделять гетерогенный вирус (новое появление) в меньшем количестве и за меньшее время, чем поголовья, которые подверглись заражению в первый раз или которые полностью восприимчивы к болезни. Хотя поголовья свиней с отрицательной реакцией усиливают новые изоляты, эндемически инфицированный непрерывный поток откормочных участков или стада от опороса до откорма/убоя являются резервуарами изолятов вируса РРСС в регионе. Это потому, что если выращиваемые свиньи управляются согласно подходу «всё занято/всё свободно», то новый изолят, скорее всего, будет исключён из этого участка в течение нескольких месяцев. Результаты, отмеченные в пилотных региональных контрольных мероприятиях, показывают, что принцип гомогенизации иммунного воздействия, который был успешно применён на уровне стада для контроля вируса РРСС, представляет также собой жизнеспособную альтернативу контроля вируса РРСС на региональном уровне.
Таким образом, вызов, который РРСС бросил регионам или компаниям, может быть преодолён с пониманием эпидемиологии вируса и при комбинации стратегий, направленных на:
- Предотвращение новых появлений через последовательную реализацию комплексной программы биобезопасности.
- Сокращение источника новых изолятов путём попыток устранения вируса РРСС от постоянного потока эндемически инфицированного поголовья.
- Сдерживание распространения новых изолятов за счёт максимизации иммунитета стада, практикуя стратегическую биобезопасность и использование комплексного эпиднадзора для отслеживания вируса.
- Минимизацию экономических последствий болезни путём целенаправленного управления контактами с источниками заражения и иммунитетом через фильтрацию воздуха, биобезопасность, вакцинацию и модификацию потока свиней.