Почему вопрос устойчивости к антибиотикам стал более существенным за несколько прошедших лет?
Это обусловлено множеством фактором. Это был лишь вопрос времени; в нашей лаборатории, мы боролись с противомикробной зависимостью более 10 лет. Использование, передозировка и неправильное применение антибиотиков, как в здравоохранении, так и в ветеринарии за прошедшее десятилетие обусловило быстрый рост уровня резистентности, так же как и появления новых механизмов и мультирезистентных бактерий, которые могут проявлять устойчивость ко всем известным антибиотикам. В тоже время и вследствие некоторых обстоятельств, промышленность не проводила целенаправленной работы по поиску новых антибиотиков в последние десятилетия.
Данное явление приводит к более 25000 ежегодных смертей в ЕС с соответствующими расходами примерно в 1,5млрд евро. В 2014году данная проблема уже была признана одной из основных угроз человеческому здоровью во всем мире, и в сентябре 2016г ООН единогласно объявило противомикробную резистентность одной из главных мировых проблем для здоровья.
Какова ответственность животноводов?
Ответственность животноводческого сектора сложно измерить количественно. Что нам известно, так это то, что антибиотики всегда выберут бактерию, резистентную к ним. Следуя данной аксиоме, сокращение использования противомикробных препаратов это путь избавления от устойчивости к ним. Это было сделано в некоторых странах, как в области медицины, так и в ветеринарии. Время показывать пальцами прошло и уступило место времени, когда все, кто имеет отношение к использованию антибиотиков, объединились в совместной борьбе. Мир животноводов должен признать необходимость сокращения использования антибиотиков, их более эффективное использование и продвижение мер по улучшению здоровья и благополучия животных, таких как биобезопасность на фермах.
Возможна ли передача устойчивости к антибиотикам от животных к человеку и наоборот?
Конечно же, и поэтому так важно бороться вместе. Только сокращение использования антибиотиков сократит риск. В апреле 2017г. мы опубликовали статью, описывающую, впервые в мире, присутствия человеческого патогена, который адаптировался к проживанию у собаки и резистентный к тигециклину, антибиотику, используемому в медицине в качестве последней надежды и который не применяется в ветеринарии. Это выявляет значимость совместной борьбы, так как ветеринарная практика – связанная как с сельскохозяйственными, так и с домашними животными – косвенно влияет на медицину и в тоже время медицина воздействует на животных. Необходимо отметить, что люди ответственны за корректное использование антибиотиков как назначенных нами, так и нам и что животные зависят от наших решений.
Может ли мясо сохранять резистентность, даже если в нем нет остаточных антибактериальных веществ?
Большая часть продуктов не стерильна и, таким образом, содержит бактерии с ДНК, которые могут кодировать гены антибактериальной резистентностью. Касательно мяса, это будет зависеть от обработки, которой оно подвергалась в процессе производства, всегда принимаем в расчет фактор риска, полученный от потенциально высокого уровня резистентности, присутствующей на ферме, откуда получено мясо. Что касается количественного определения, то на данный момент мы над этим работаем. В проекте EFFORT (усилие) мы анализируем образцы мяса различного происхождения, изучая количество бактерий и резистентные гены, которые они содержат. Это предоставит необходимую информацию для оценки потенциального присутствия резистентных генов в продуктах.
Какова вероятность переноса резистентности людям?
Нам все еще необходимо получить больше информации и продолжить исследования для получения дополнительных данных, которые позволят нам определить уровень переноса. Это будет зависеть, главным образом, от определенных случаев и индивидуальной восприимчивости. Это также зависит от микроорганизмов, переносящих резистентность, их вирулентность или способность к колонизации и адаптации.
Возможно ли, что применение у животных противомикробных препаратов, не используемых в медицине, может способствовать развитию резистентности к антибиотикам у человеческих патогенов и наоборот?
Это будет зависеть от каждого отдельного случая. Что касается, например, энрофлоксацина, без сомнения: бактерии, устойчивые к энрофлоксацину также устойчивы к фторхинолонам, применяемым в медицине, таким как ципрофлоксацин или левофлоксацин, широко используемым в медицине для лечения комплекса почечных и респираторных инфекций. Несмотря на большой выбор доступных антибиотиков, они могут быть классифицированы на маленькие группы, которые разделяют, среди прочего, их основную структуру и принцип действия. Гены противомикробной резистентности могут быть объединены в резистентные группы в отличие от различных семейств; общеизвестно, что один единственный ген приводит к устойчивости против большого количества антибиотиков, принадлежащих к одному и тому же семейству. Например, третье поколение цефалоспоринов, используемых в больницах, способствуют образованию резистентности к другим членам группы бета-лактамных антибиотиков, таких как амоксициллин и пенициллин, часто применяемых в ветеринарии. Аналогичным образом применение энрофлоксацина, фторхинолона у свиней может способствовать усилению резистентности к ципрофлоксацину.
Как можно уменьшить противомикробную резистентность?
Стратегические планы, разработанные некоторыми медицинскими агентствами, ясно выделяют 6 основных столпов борьбы с противомикробной резистентностью:
- Необходимо знать уровень использования антибиотиков.
- Сперва и главней всего открытость
- Необходимо знать уровень резистентности.
- Необходимы исследования для поиска новых способов борьбы с противомикробной резистентностью
- Необходимо развивать альтернативы применению антибиотиков, улучшать управление фермами
- Наконец, обучение профессионалов и информирование общественности является ключевым фактором в совместной борьбе с пандемией.
В странах, где свиноводство является важным сектором экономики, произошло переосмысление восприятия этой проблемы. Некоторые страны начали принимать меры по уменьшению противомикробной резистентности. Ожидается, что в короткой и среднесрочной перспективе, определенные требования ритейлеров, переработчиков и т.д. по сокращению применения антибиотиков усилятся. Обязательства свиноводческой индустрии определенно станут ключевым элементом для улучшения этого параметра. Принимая во внимание профессионализм промышленности и важность всего, что связано с безопасностью продуктов питания для потребителя, важный прогресс в сокращении противомикробной резистентности, без сомнения, будет совершен.