Вирусы есть вирусы, и они все одинаковые, это правда? Ну, нет, это неправда. Существуют множество различных видов вирусов в мире – те, которые заражают людей, те, которые заражают животных и те, которые поражают растения, например. Так как существуют множество вирусов, они сгруппированы по различным видам или категориям, основываясь на системе классификации. У системы классификации существует несколько уровней, несколько классов, порядков, семейств, родов и видов. Такая же система классификации, система Линнея, используется для группирования всех живых существ в мире, животных, растений, бактерий и да, вирусов. Мы говорим об этом не для того чтобы утомить вас деталями, а чтобы подчеркнуть, что хотя яблоко и апельсин являются фруктами, по классу двудольных они отличаются. Поэтому часто употребляют фразу «это как сравнивать яблоко с апельсином», когда кто-то пытается сравнить две вещи, отличающиеся настолько же сильно, как яблоко и апельсин. Хотя было бы немного более уместным сравнивать апельсин и лимон, оба фрукта принадлежат к семейству Рутовых, род Цитрусовых, но даже ребенок может сказать, что лимон сильно отличается от апельсина. Поэтому коронавирус свиней и людей достаточно сильно отличаются (Fehr & Perlman, 2015). Мы расскажем о вирусе ЭДС, альфакоронавирусе, чтобы показать вам как другой вирус, SARS-CoV-2, бетакоронавирус и причина COVID-19 могут распространяться по всему миру. Самое важное, мы поделимся тем, чему мы можем научиться, чтобы улучшить здоровье людей и животных во всем мире.
2013 год. Коронавирус появился у свиней в США и нанес огромный вред свиноводству. Это был альфакоронавирус, который назвали вирус эпизоотической диареи свиней (вирус ЭДС), впервые его обнаружили в апреле. Через девять месяцев он распространился на большинство ферм в Соединенных Штатах (Alvarez et al 2016). Очень схожий штамм вируса ЭДС затем достаточно быстро распространился по всему миру, нанеся вред многим странах-производителям свинины в течение года. Только в США вирус ЭДС поразил более 50% племенного поголовья (отчет MSHMP), сократил количество убойных свиней более, чем на 5 миллионов (3%); хотя, парадоксально, но чистая прибыль производителей была выше, чем ожидалось до вспышки (Schulz et al., 2015). Что более важно, это изменило наш взгляд на появление новых болезней в США, открыло глаза на уязвимость импорта и зависимость от мировой производственной цепочки. Это было жестокое пробуждение, которое заставило нас осознать насколько мы неподготовлены к появлению новой болезни в наивном поголовье свиней.
Быстро перейдем к 2020 году, мы обнаружим некоторые параллели с новым коронавирусом среди людей, который появился в 2019 году и который теперь распространяется по всему миру, став пандемией и нарушая мировые цепочки распределения и поднимая беспокойство финансовых рынков. Всего за три месяца COVID-19, вызываемый SARS-CoV-2 – бетавирусом, происходящим от диких животных и подхваченный человеком – распространился в более чем 147 странах. Когда дело касается передачи, у COVID-19 есть параллели с некоторыми коронавирусами свиней, о которых мы знаем, а также с вирусами гриппа, которые нам также хорошо знакомы.
COVID-19 быстро распространяется среди людей, в основном респираторно, напоминая распространение гриппа. В меньшей степени COVID-19 также может скрываться в фекалиях, хотя непонятно, какую роль данный способ играет в распространении COVID-19. Прямой близкий контакт, распространение аэрозоля через капли и зараженные фомиты считаются основными путями передачи. Считается, что один инфицированный человек заразит двух или более людей, что в большинстве случаев приведет к серьезным вспышкам. На сегодняшний день нет подтвержденных случаев вируса COVID-19 у свиней.
Некоторое сходство также существует и с гриппом. Грипп - это зоонозное заболевание, передающееся при непосредственном контакте с респираторными выделениями, аэрозолями и фомитами. В восприимчивых популяциях передача происходит быстро. Средняя заражаемость при пандемии H1N1 2009 года составила 1,46 (Biggerstaff et al., 2014), что означает, что при непосредственном контакте, зараженный человек инфицирует 1-2 человека. Когда вирус H1N1 появился в 2009 году, пандемию объявили менее, чем через месяц, что стало первой пандемией 21 века. Пандемия гриппа стремительно распространилась летом 2009 года, учитывая отсутствие у людей иммунитета. Каждый последующий год 21го века, включая 2020, грипп распространялся в обычном режиме и сезонно, усиливаясь в холодное время года. Грипп у свиней также имеет сезонный характер, пик приходится на холодное время года, такие как зима и весна в Соединенных Штатах, хотя на некоторых фермах присутствует эндемический круглогодичный грипп. Аналогично, коронавирус свиней, такой как вирус ЭДС и ТГС (вирус трансмиссивного гастроэнтерита) считаются сезонными с усилением осенью и зимой в Соединенных Штатах, хотя могут быть и эндемическими в иммунных поголовьях круглый год (эндемический ТГС в 20ом веке).
В общем и целом, вирусы гриппа и коронавирусы чувствительны к высоким температурам и не передаются так быстро летом. В настоящее время применяются масштабные меры для ограничения передачи COVID-19 среди людей, например, ограничение путешествий и перемещений людей из одного места в другое. Пока еще непонятно, когда и смогут ли вообще эти меры сдержать или уничтожить вирус. У нас есть множество примеров, когда мы уничтожали коронавирус у свиней, но это требует дисциплины, усиленной работы, ограничение перемещений и появление восприимчивых животных в зараженном поголовье. Легче сказать, чем сделать, когда речь заходит о людях. Наш ветеринарный опыт и наше частно-государственное партнерство как специалистов One Health по всему миру наверняка может помочь продумать протоколы сдерживания и предотвращения. Если COVID-19 напоминает грипп в своей способности вызывать инфекции от сезона к сезону, тогда он станет еще одним эндемическим коронавирусом человека, точно так же как обычная простуда является эндемической. Надеемся, что этого не случится с COVID-19, но если наши знания о эндемических коронавирусах свиней и гриппе применимы здесь, это напоминает о том, что вирусы не уходят так просто и могут вернуться осенью.
Несмотря на то, что COVID-19 является болезнью человека и проблемы сейчас связаны с защитой нашего здоровья и безопасности нашей семьи, друзей и коллег, он служит нам напоминанием о значимости усиления мер биобезопасности и нашей подготовленности к каким-либо угрозам новых болезней. Если мы извлекли что-то из появления вируса ЭДС в Соединенных Штатах в 2013 году, так это то, что отрасль была неподготовлена и не готова к ужасающим последствиям новой болезни. С тех пор были предприняты значительные усилия по подготовке нашей отрасли к предотвращению появления таких болезней как африканская чума свиней, но еще многое необходимо сделать. Кажется, подобные уроки мы извлечем и для COVID-19 и для тех из нас, кто заботится о свиньях это будет служить напоминанием о том, как важно перемещение людей и свиней при попытке контролировать распространение болезни.