Если не считать попадания в стадо зараженных животных (т.е., трансмиссия от свиньи-к-свинье), занос болезней через микробы на фомитах (т.е., перекрестное заражение, или кросс-контаминация) считается одним из главнейших рисков в плане проникновения болезни на ферму. Транспортные средства, перевозящие животных (как живых, так и мертвых), корма, ремонтные бригады, снабжение – все это зачастую должно перемещаться с одной свиноводческой площадки на другую и из одного помещения в другое. Вне всяких сомнений, транспортные средства, и это очевидно, являются самыми крупными и самыми «грязными» фомитами. Если пренебрегать обеззараживанием после предполагающих высокую степень риска событий, как-то: посещение свиноводческих помещений с низким ветеринарным статусом, мест складирования и утилизации трупов животных и/или боенских предприятий, то опасность попадания заразы на вашу площадку может радикально возрасти. Хотя отрасль все больше инвестирует во все более совершенные системы мойки и дезинфицирования транспортных средств (например, TADD=Thermo Assisted Drying and Decontamination, сушка и обеззараживание с термовспоможением), устроить так, чтобы абсолютно все въезжающие к нам на фермы транспортные средства были «чистыми» все еще весьма проблематично. Анализ и перестройка схем движения транспорта способны дать значительную отдачу, снизив риск трансмиссии заболеваний, связанной с движением транспортных средств.
В данной статье мы рассмотрим реальный пример того, как на одном свиноводческом предприятии на северо-востоке Испании мы проводили анализ схемы движения транспорта и как это помогло реорганизовать транспортные потоки и внести другие изменения в систему биобезопасности, направленные на защиту фермы от проникновения на нее болезней. Знание и понимание этого процесса помогут производителям и ветеринарным специалистам идентифицировать зоны движения повышенного риска и принять целенаправленные меры по их устранению или осознанному ими управлению на каждой рассматриваемой площадке. Материал данной статьи построен на примере товарной фермы «опорос-откорм», размещенной на единой территории (Изобр.1). Свиней перемещают по трем сегрегированным производственным этапам (опорос-отъем, доращивание, откорм). Для перемещения животных используются транспортные средства, как внутрифермные, так и привлекаемые со стороны.
Во время первого своего визита в целях проведения оценки трафика в плане биобезопасности мы проанализировали ферму с использованием спутниковых снимков. При общении мы делали акцент на выяснении следующих аспектов:
- Генплан фермы (назначение каждого здания; расположение кормовых силосов; места въезда снабжающего транспорта; входы/выходы для персонала; точки поступления/отгрузки животных) (Изобр.2: изображение можно увеличивать, кликнув на них).;
- Схемы движения транспорта (автомобили работников/посетителей; транспортные средства третьих сторон/собственные, используемые для перемещений животных, доставки кормов, снабжения, транспорт сервисных служб и т.д.). В рамках данной статьи, ограничимся рассмотрением только транспортных средств для перемещения животных (Изобр.3).
- Конструкция и использование погрузочной/отгрузочной рамп (поступление, отгрузка или оба вида движения в одном и том же месте).
Как показано на Изображении 1, мы быстро разглядели, что схемы движения внешнего и внутреннего транспорта для перемещения животных накладываются друг на друга, при этом, рампы используются одни и те же. Области, представляющие повышенный риск кросс-перезаражения внешних и внутрифермных транспортных средств выделены желтым цветом. Стандартом, с точки зрения биобезопасности, является использование 2-х типов рамп. То, как они используются, зависит от типа перегружаемых животных и степени чистоты транспортных средств. Различаются они следующим образом:
- рампа (трап) для внутренних потоков животных: предназначены исключительно для погрузки/выгрузки животных (напр., поросят с опороса на доращивание, с доращивания на откорм, выращенного на ферме ремонтного молодняка в помещения для адаптации) или поступающего со стороны ремонта с высоким статусом здоровья (переводимого на ферму) и доступ к ним должен иметь только внутренний транспорт, не используемый за пределами фермы;
- рампа (трап) для отгрузки животных на сторону: расположенный на удалении от предыдущей рампы, чтобы не допустить перекрестного заражения. Должен использоваться только для отгрузки реализованных товарных и выбракованных животных, а контакт с ним должны иметь только внешние транспортные средства.
Исходя из анализа схем движения транспорта и выявленных областей кросс-контаминации между транспортными средствами и людьми, была разработана и предложена производителю новая схема движения. Кроме того, было предложено очень важное для биобезопасности изменение – постройка 4 новых коридоров, чтобы четко разделить внутренние и внешние транспортные потоки (Изобр.4 и 5).
В данном случае, постройка этих новых коридоров не требовала никаких новых проемов, что снижало затраты на претворение рекомендаций в жизнь. Предложенное решение включало в себя несколько платформ (Изобр.4), в которых для направления потоков свиней в сторону старой рампы (для внутренних перемещений) или в сторону новых трапов (для отгрузки на сторону) использовались ворота. Такая платформа помогала пространственно разделить маршруты транспорта и значительно снизила риск перекрестного заражения.
Другим важным изменением, которое мы рекомендовали, было устройство дополнительного ограждения и ворот, которые предотвращали бы неправильное использование разных дорог внутри и вокруг фермы. Хотя риск перекрестного заражения был снижен (Изобр.7), ограждение в некоторых местах не обеспечивало полного предотвращения движения между чистой и грязной зонами. Наконец, в результате новой схемы ограждения фермы, некоторые силоса были передвинуты ближе к забору, чтобы кормовозам не приходилось заезжать внутрь периметра.
Как уже упоминалось выше, здесь приведен только анализ перемещений животных и предлагаемые в этом плане улучшения. На самом же деле, был выполнен анализ всего трафика, а рекомендации так же были даны в отношении персонала, снабжения и бригад технического обслуживания.