Для стран, в которых все еще отсутствует африканская чума свиней (АЧС) государственные стратегии биоизоляции (внешней биобезопасности) нацелены на предотвращение от пересечения этого трансграничного, подлежащего уведомлению, вируса международных границ этих стран через людей, импорт зараженного мяса или передвижения диких свиней. Тем не менее, если болезнь нашла путь в новую страну или регион, особенно когда она проникает во внутреннее свиноводство, ориентир сдвигается в сторону биоизоляции на уровне фермы и возникает целый ряд вопросов: Ясно ли мы представляем каковы наиболее эффективные меры биобезопасности для предотвращения переноса АЧС между фермами при увеличении инфекционной нагрузки? Каковы основные переживания тех производителей и ветеринаров, которые сталкиваются со вспышками болезни в краткосрочной перспективе? Мы задали эти и многие другие вопросы по биобезопасности нашим специалистам в области свиноводства из России, Китая, стран Балтики и Польши, данная статья суммирует их практический опыт.
Д-р Карбовияк и г-н Корнс согласны, что единый план биобезопасности не подходит всем фермам. Они разделяют мнение, что каждая отдельная ферма/компания/система должна осмысленно пересмотреть основы биобезопасности со своей командой (н-р, риски, связанные с людьми, транспортными средствами, перемещениями и утилизацией животных, и т.д.), для каждой фермы необходимо разработать свой план биобезопасности. Г-н Корнс суммировал свою ключевую коучинговую стратегию для производителей относительно планов биобезопасности для конкретных ферм перед лицом АЧС: «приоритезация, развитие и соблюдение». Три слова, которые очень хорошо описывают три наиболее важных действия с его точки зрения. Он подходит к рекомендациям по биобезопасности по-разному, в зависимости от каждого сценария. Это может относиться к уровню фермы или уровню страны (н-р, Китая и Россия). Приоритеты необходимо идентифицировать, говорит г-н Корнс. Например, он считает, что в Китае риск контакта людей с зараженными животными или потенциальный контакт с зараженной свининой намного выше, чем в любой другой стране. В результате, его 5 основных приоритетов для этой страны и других стран с подобными сценариями высокой степени риска заражения вирусов следующие:
- Транспортировка: внешние грузовики, погрузочные рампы, сушилки, мойки, строгий контроль транспортных маршрутов.
- Люди: работники и поставщики услуг. Тренинги по биобезопасности и оценка мест проживания сотрудников, работающих на ферме, оповещения о простоях.
- Отслеживаемость источников кормов и их проверка
- Расширенный аудит биобезопасности как внутренний, так и сторонний, с привлечением независимых аудиторов.
- Исключение услуг по собиранию мертвых животных из различных областей, особенно эндемичных по АЧС: новые стратегии включают фокусирование на кремации и компостировании.
Д-р Колбасов, директор Российского референтного центра исследования и диагностики АЧС очень практичен при рекомендациях касательно АЧС. Для него наиболее важным способом прямой передачи является неконтролируемое перемещение зараженных животных и незаконная торговля, что рассматривается как самый существенный фактор появления АЧС в новых районах. При рассмотрении непрямого переноса АЧС, он выделяет значимость надлежащим образом сконструированных погрузочных рамп для правильного перемещения животных с фермы в грузовик для обеспечения того, что они перемещаются только в одном направлении и не смогут вернуться на ферму. Наконец, он выделяет значимость качественной мойки и дезинфекции погрузочных рамп сразу же после каждого использования.
Д-р Чепулис, наш консультант в области свиноводства из Литвы, работающий в странах Балтии, выделяет значимость непрерывного образования персонала по биобезопасности, чтобы люди стали ключевыми партнерами в выполнении плана биобезопасности. Обучать персонал таким образом, чтобы они действительно понимали почему необходимо каждое правило. Он также поделился, что в юридическом плане наиболее крупные фермы в его регионе разработали «Приложение по Биобезопасности» к трудовым договорам с работниками ферм и обслуживающим персоналом, связанным с фермой. Эти фермы требуют от сотрудников официального ознакомления со своими обязательствами о знании и следовании правилам биобезопасности в любой момент времени. Он отмечает, что некоторые компании также договариваются с соседними фермами (в радиусе 10 км) о создании зоны без свиней вокруг ферм и с поставкой мяса местному населению. Это стратегия, которой следует крупнейший производитель Эстонии для защиты бизнеса путем сокращения возможностей вспышек в соседних мелких хозяйствах.
Отвечая на вопрос: «Какова мера биобезопасности номер один, внедренная на фермах их клиентов в результате АЧС?» - все 4 эксперта в области свиноводства отмечают важность биобезопасности корма (т.е. технология снижения риска и рисков загрязнения, связанные с ингредиентами и этапами производства). В дополнение к биобезопасности корма другим ключевым моментом является пероральное взаимодействие с зараженными продуктами из свинины. Они выделяют важность понимания различных технологий, используемых для приготовления тех или иных мясных продуктов, и могут ли они инактивировать вирус. Несомненно, запрет на свинину на ферме рассматривается крайне важным. Д-р Колбасов обращает внимание на надлежащее отслеживание и понимание технологии производства продуктов питания, потенциально изготовленных из зараженного мяса, например, колбасы. Он отмечает, что некоторые российские продукты из свинины, представляют собой лишь сырое мясо с добавлением соли без какой-либо другой обработки. Действительно, очень рискованный продукт, но с очень сильной традицией потребления в России. Д-р Чепулис особо обратил внимание на перемещение людей (водители грузовиков, рабочие ферм), которые перевозят продукцию из свинины из зараженных стран, таких как Белоруссия или Украина в страны с отсутствием заболевания. Кроме того, бекон и колбасы, соленые, вяленные или холодного копчения достаточно популярны в Украине, Белоруссии и странах Балтии, их часто берут в поездки. То, что остатки этих продуктов могут заразить диких кабанов или даже домашних свиней, подтверждает тот факт, что контроль на границе должен быть более строгим. Д-р Чепулис прокомментировал, что необходимо искать продукты из свинины на разных границах, используя тренированных собак точно так же, как и при поиске наркотических средств. Как часть данного сценария по АЧС, Д-р Чепулис также отмечает, что большинство ферм стран Балтии рекомендуют своему персоналу избегать посещения лесов, чтобы минимизировать возможность контакта с дикими кабанами. Иногда это проблематично, так как охота или собирание грибов и ягод является частью их культуры. Сокращение популяции диких кабанов является эффективной мерой, но не исключает наличие вируса. Пероральная вакцинация диких кабанов через приманки может в будущем стать хорошим решением, которое позволит уничтожить «лесную» АЧС и сделать счастливыми как охотников, так и фермеров.
Это последняя статья из серии, нацеленной на обзор опыта при работе с АЧС 4х экспертов из различных регионов мира. Мы надеемся, что этот обзор и многие другие уже доступные в литературе достаточно хорошо освещают знания и стратегии биобезопасности, которые помогут нам остановить распространение этого разрушительного вируса. В заключении, я бы хотел процитировать г-на Корнса: «В наши дни для того, чтобы компания достигла успеха при неблагоприятном сценарии по АЧС, биобезопасность должна быть заложена в столпах компании. В ином случае, АЧС найдет слабое место». Давайте продолжим узнавать друг от друга слабые места и защищать нашу отрасль.