Болезнь Глессера все еще присутствует на свинофермах и в текущих условиях, когда усилия направлены на сокращение использования антибиотиков, все большую важность приобретает правильность ее диагностики. Возбудителем данной болезни является бактерия Haemophilus parasuis, которая, системно заразив единственно известного ее хозяина - представителя рода свиней, вызывает фибринозный полисерозит. В то же время, H.parasuis – не единственная бактерия, приводящая к такому виду патологий у свиней, что и придает значимость дифференциальной диагностике, направленной на выявление истинной причины этих патологий и самой болезни. Точное определение возбудителя дает возможность принятия превентивных мер, не требующих использования антибиотиков (например, проведение вакцинаций), а если без них, все же, не обойтись, то это позволяет выбрать те, что эффективно работают против выделенного штамма. Болезнь Глессера больше всего распространена среди поросят на доращивании, поскольку они испытывают высокий уровень стресса, вызванный недавним отъемом и переходом на новый тип кормления, а также их перемещением и смешиванием с другими животными.
Типичные проявления полисерозита у поросят на доращивании могут вызываться различными бактериями. Наилучшим способом определить возбудителя является выделение бактерий из очага поражения, что также дает возможность проведения дополнительных тестов, направленных на определение характеристик штамма, таких, как определение вирулентности методом ПЦР (Olvera и др., 2012) или анализ чувствительности. Дифференциальная диагностика должна включать, в основном, Streptococcus suis, однако, в настоящее время также задумываются и о роли, играемой Mycoplasma hyorhinis. Известны случаи, когда заболевание, ветеринарными специалистами диагностированное как болезнь Глессера, было на самом деле вызвано Mycoplasma hyorhinis (Рис.1). Некорректное определение H.parasuis в качестве возбудителя, основанное на одних лишь видимых симптомах и проявлениях полисерозита, может стать причиной назначения неэффективной противомикробной терапии, часто предполагающей использование нескольких антибиотиков. Избыток этих лечебных средств вызывает у животных дисбактериоз, делая их более восприимчивыми к воздействию вторичных агентов. Таким образом, ненадлежащее использование антибиотиков не только не приводит к ожидаемому результату, но и может представлять собой угрозу здоровью животного.
Рис.1. Фибринозный полисерозит у поросенка с доращивания. Haemophilus parasuis в очаге поражения не выявлена, зато из культур абдоминальной и перикардиальной жидкостей была выделена Mycoplasma hyorhinis.
Проведение иммунизации также требует выполнения предварительной диагностики в полном объеме, с точным определением возбуждающего агента и его характеристик. Если болезнь Глессера диагностирована, основываясь на наличии симптомов полисерозита, а они, на самом деле, были вызваны другой бактерией, например, M. hyorhinis или S. Suis, то понятно, что вакцинация против H.parsuis ферму от болезни не очистит. Лабораторное определение возбудителя должно всегда быть обязательным и необходимым шагом при выборе наиболее подходящей схемы лечения любой болезни и самых надлежащих мер по ее контролю. Более того, учитывая огромное разнообразие, присущее таким бактериям, как H.parasuis, огромное значение приобретает определение характеристик штамма, вызвавшего заболевание. Произошедшее в последнее время совершенствование ПЦР-серотипирования является таким технологическим шагом вперед, который позволяет любой диагностической лаборатории провести определение серотипа изолированного штамма H.parasuis (Рис.2. Howell и др.. 2015). Эта технология решает проблему недостатка лабораторий, способных выполнять серотипирование H.parasuis классическим методом. Кроме того, эта технология представляет собой важный инструмент по проведению иммунизации, поскольку представленные на рынке вакцины оказывают серотипозависимое защитное действие.
Рис.2. Определение характеристик серотипов Haemophilus parasuis (1 до 15) методом ПЦР. Howell и др., 2015.
Агенты, часто становящиеся причиной полисерозита у поросят на доращивании – это ранние колонизаторы верхних дыхательных путей поросят. Источником этих инфекций являются свиноматки и их иммунный и инфекционный статусы имеют важнейшее значение с точки зрения сохранения инфекции на ферме. В случае с H.parasuis, очевидно, что те штаммы, которые можно выделить у здоровых поросят, не могут быть вирулентными. Колонизация ими способна защитить поросят от последующих инфекций вирулентными штаммами (Brockmeier и др., 2013). Эти данные говорят в пользу использования для контроля болезни Глессера искусственной колонизации поросят невирулентными штаммами с четко определенными характеристиками. Это методика, заслуживающая дальнейшего изучения, поскольку она способна стать натуральной альтернативой антибиотикам.
И, наконец, то, к чему инфицирование H.parasuis может привести в клиническом плане, зависит в огромной степени не только от вирулентности штамма бактерии, но также и от присутствия на ферме других патогенов. Поэтому-то случаи полисерозита, ассоциированные с гриппом или РРСС-инфекциями не являются чем-то исключительным. В подобных случаях рекомендуется брать под контроль основной агент, учитывая, что заражение им индуцирует подавление иммунитета, облегчая вторичное инфицирование, в данном случае – бактерией H.parasuis.
Резюмируя: в плане контроля болезни Глессера огромное значение имеет проведение полной и точной диагностики, которой способствуют новейшие технологические достижения, облегчающие определение вирулентности и серотипов штаммов H.parasuis.