Время на стабилизацию
Время на стабилизацию (TTS=time-to-stability) – это время, требуемое на то, чтобы после произошедшей вспышки вируса репродуктивно-респираторного синдрома свиней (РРСС), на отъеме получить ПЦР-отрицательных по нему поросят. TTS – важный параметр, позволяющий подсчитывать продолжительность шеддирования, планировать продолжительность периода изоляции поголовья и оценивать производимые в поголовье интервенции. Попытка стандартизировать классификационные критерии и методы тестирования была сделана в работе «Holtkamp и др., 2011», в которой за критерий перемещения поголовья в «положительно-стабильную» категорию предлагалось считать получение четырёх подряд отрицательных результатов ПЦР-тестирований 30 поросят пред отъемом, проведенных с интервалом в 30 дней. Важно подчеркнуть, что «стабильно» не означает «отрицательно». Концепция стабилизации (или стабильности) предполагает, что вирус все еще может присутствовать в поголовье в малой концентрации, даже если у поросят отъемного возраста применяемыми методами тестирования он не обнаруживается.
Какие факторы могут оказывать влияние на время стабилизации?
«Linhares и др., 2014» наблюдали, что, когда при вспышках в поголовье стадо гомогенизировали проведением инокуляции живым вирусом (LVI=live virus inoculation), то стабилизация достигалась почти на семь недель быстрее, чем когда использовали модифицированную живую вакцину. Помимо этого, поголовья, ранее уже пережившие вспышку РРСС, достигали состояния стабильности почти на 3 недели скорее, чем те, у которых РРСС в истории болезней отсутствовал.
Вирус можно классифицировать тремя числами, чьи значения определяются позицией, в которой энзимы «разрезают» геном вируса РРСС. Данная номенклатура известна, как шаблон полиморфизма длины рестрикционных фрагментов (RFLP= restriction fragment length polymorphism). После появления в 2014 г. в США RFLP-шаблона 1-7-4, многочисленные отчеты наводили на мысль об увеличении TTS в поголовьях, столкнувшихся со вспышками 1-7-4. Не так давно наша группа могла наблюдать, что вспышки 1-7-4 приводили к более продолжительному TTS, чем таковые с другими шаблонами RFLP (Sanhueza и др., 2018), что согласуется с более ранними наблюдениями (Linhares и др., 2017). Примечательно, что при вспышках РРСС, происходивших весной/летом, продолжительность TTS была значительно больше, чем при вспышках осенью/зимой (Рис.1).
Хотя TTS может быть существенно разным у разных компаний-производителей (Linhares и др., 2014), оно может варьироваться и от фермы к ферме в рамках одной компании, а также от вспышки к вспышке на одной и той же ферме. В то же время, информация о значимости и относительной важности этих параметров для вариабельности, весьма скудна.
Если вспышки на одной и той же ферме, одинаковое ли время уйдет на стабилизацию?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели работу с шестью компаниями на Среднем Западе США. Общее для них то, что они сходным образом тестируют свои поголовья на предмет их стабильности по вирусу РРСС и придерживаются терминологии из «Holtkamp и др., 2011». Для расчета TTS использовались данные о вспышках РРСС, зарегистрированных с 2011 по 2017 г.г. Чтобы сравнить TTS на одной и той же ферме, для анализа были отобраны только те из них, что пережили, как минимум, две такие вспышки.
Всего, в исследование участвовали 53 фермы, общее число вспышек на них составило 133, при этом, на большинстве ферм (n=35) вспышек было две. Одиннадцать ферм отчитались о трех вспышках, пять ферм – о четырех, и две – о пяти. При большинстве вспышек формой интервенции, использовавшейся для экспозиции поголовья, была LVI (110 из 117 вспышек, по которым была представлена информация о проведенном вмешательстве). Среднее TTS составило 43,9 недель (до последнего отрицательного ПЦР-результата).
Рис.2 демонстрирует TTS вспышек РРСС, зарегистрированных на этих 53 фермах. Средняя разница в TTS при вспышках на одной и той же ферме была 25,7 недель, при этом, диапазон составлял от 0 до 160 недель. Хотя мы и учитывали действие нескольких факторов, способных повлиять на TTS (как-то: время года; RFLP-шаблон; в каком году произошла вспышка; предыдущая картина по РРСС; какой вид интервенции применяли для гомогенизации стада), все равно, наибольшие отклонения TTS имели место тогда, когда вспышки происходили на одной и той же ферме. Другими словами, TTS двух заданных вспышек, произошедших на одной и той же ферме в разное время, были заметно неодинаковыми (Рис.2), и эти различия могут быть отнесены на счет специфических для данной фермы причин внутреннего характера. Влияние отличий в TTS между разными компаниями на вариабельность TTS было небольшим.
Какими еще факторами можно объяснить разницу во времени, требуемом на стабилизацию ситуации при двух и более вспышках на одной и той же ферме?
Несмотря на то, что на TTS могут оказывать влияние: характеристики вируса (RFLP-шаблон), вид и форма произведенного вмешательства, время года, в которое имела место вспышка, все же, две вспышки РРСС на одной и той же ферме могут обернуться заметно разной продолжительностью TTS. Таким образом, та же самая ферма может пережить вспышки как с коротким, так и с продолжительным TTS, и это объясняет отчаяние, испытываемое производителями и ветеринарными специалистами при их работе над стабильностью. Такие результаты предполагают, что на TTS, скорее всего, большее влияние оказывают какие-то другие, неизмеримые, факторы, присущие каждой отдельной вспышке (организация работы при вспышке, время года, квалификация/опыт рабочих и менеджеров, принятые меры борьбы, внутренняя биобезопасность), и именно они могут служить дальнейшим объяснением того, почему длительности TTS двух разных вспышек на одной и той же ферме столь значительно отличаются.