Вирус Гета (GETV) - одноцепочечный РНК-альфавирус, был впервые выделен от комаров в Малайзии в 1950 году. Комары были связаны с малайзийскими плантациями каучука. Вирус был назван в честь слова «гета» на языке бахаса, означающего «каучук» или латексный сок каучукового дерева. В 1978 году вспышка GETV в Японии вызвала лихорадку, сыпь и отек ног у скаковых лошадей. Вирус Гета широко распространен в Азии, его заболеваемость варьируется, но в целом довольно низкая, хотя в последние годы увеличивается.
Первый зафиксированный нами случай гетавирусной болезни у свиней произошел в племенном поголовье из двух тысяч свиноматок на севере Китая в начале осени 2022 года. У отдельных свиней в нескольких пометах наблюдалась лихорадка >40°C, нарушение координации, дрожь, депрессия, диарея, и смерть (рис. 1). Все поросята выглядели нормальными при рождении. Около половины поросят в пораженном помете заболели в первые несколько дней жизни. Смертность среди пораженных свиней в помете составила почти 100%, несмотря на лечение, в то время как здоровые поросята в тех же пометах росли нормально и выглядели здоровыми. Повышенная (выше ожидаемой нормы) смертность составила около 500 поросят на примерно 100 пометов опороса и отъема. Не все пометы были затронуты, и случаи были ограничены одним корпусом опороса. Болезнь оказалась незаразной для здоровых поросят. Вскрытие показало эластичность легких (интерстициальная пневмония), увеличение геморрагических легочных лимфатических узлов и фибриногеморрагический энцефалит (рис. 2).
ПЦР на РРСС, псевдобешенство (PRV, болезни Ауески), цирковирус свиней ЦВС2 и ЦВС3, классическую чуму свиней (КЧС) и африканскую чуму свиней (АЧС) был отрицательным. Известно, что поголовье было свободным от РРСС, PRV, КЧС и АЧС. ПЦР на вирус Гета в легких поросят оказался положительным. Гистопатология выявила тяжелую интерстициальную пневмонию (рис. 3) и фибриногеморрагический менингоэнцефалит (рис. 4). Поставлен диагноз перинатальной гетавирусной инфекции. Данное заболевание передается главным образом комарами, и на ферме были приняты меры по борьбе с ними. На ферме больше не было случаев или клинических признаков, и производство восстановилось до нормального уровня.
Второй случай произошел на ферме с 2400 свиноматками с циклом от опороса до отъема в восточно-центральном Китае в сентябре-октябре 2022 года. Поначалу предполагалось, что шквал абортов, затронувший 2 из 4 племенных корпусов, был вызван РРСС, хотя статус стада был положительно-стабильным. Аборты продолжалась в течение нескольких недель, достигнув пика около 20 пометов в неделю, в основном между 70 и 110 днями супоросности (рис. 5).
Также наблюдались некоторые нерегулярные возвраты в охоту. У некоторых свиноматок наблюдалась легкая анорексия через день или два после отказа от корма. Смертность свиноматок была от низкой до нулевой и ничем не примечательной. Других значимых признаков в поголовье не наблюдалось. Из-за синдрома позднего аборта/раннего опороса главным подозреваемым стал РРСС. ПЦР на РРСС был отрицательным, а повторное ПЦР-тестирование абортированных плодов и крови свиноматок было отрицательным на РРСС, КЧС, ЦВС2, ЦВС3, ПРС и АЧС. ОТ-ПЦР легких и грудной жидкости абортированных плодов и крови абортированных свиноматок оказался положительным на вирус Гета. Был поставлен диагноз гетахвирусная инфекция, приведшая к аборту. Ферма сообщила о большой популяции комаров и кусающих мошек Culicoides, поражающих свиноматок. Были приняты меры по борьбе с комарами, и проблема была решена.
Третий случай, затронувший крупное производство от опороса до отъема для нескольких тысяч свиноматок на севере центральной части Китая, был зарегистрирован в конце осени 2022 года в виде резкого всплеска абортов. Опасались надвигающегося шквала абортов. Ферма с высоким уровнем здоровья дает отрицательный результат на парвовирус, АЧС, КЧС и РРСС. ПЦР грудной жидкости и легких плода оказался положительным на вирус Гета и отрицательным на другие распространенные эндемические и трансграничные заболевания, включая РРСС, КЧС, парвовирус, АЧС, ЦВС2 и ЦВС3. Других значимых признаков в поголовье не наблюдалось, а аборты прекратились после борьбы с комарами и укусами мух, а также с наступлением холодов, предвещающим конец сезона летающих членистоногих.
Следует ли нам беспокоиться о вирусе Гета?
В 2022 году мы впервые столкнулись с вирусом Гета. Сотрудник нашей лаборатории сначала выявил его благодаря случайному обнаружению неизвестной блуждающей полосы на геле для ПЦР. Секвенирование этой полосы выявило кДНК вируса Гета, которая затем была подтверждена в исходных образцах с помощью правильно разработанных праймеров.
«Усердие – мать удачи.» - Сервантес.
Нам повезло, что наши работники находят такие вещи и находят свободу самовыражения в своей работе.
— Свобода, Санчо, — один из самых драгоценных даров, которые небо когда-либо даровало человеку. - Дон Кихот
Ранее сообщалось о вирусе Гета у лошадей, лисиц, крупного рогатого скота и свиней в Китае. Недавнее исследование в Китае выявило GETV у 3% комаров и 1% свиней. Имеются сообщения о вирусном репродуктивном синдроме и перинатальной смертности свиней из-за вируса Гета и достаточно высоком присутствии вируса (~50% свиней) и антител к нему в одних регионах и полном отсутствии в других. Болезнь лошадей в Японии вызвала достаточную озабоченность, там начали применять мертвые вакцины. Наблюдалась высокая смертность лисиц и транзиторная лихорадка крупного рогатого скота из-за GETV. Наблюдались случаи заболевания людей лихорадкой с сероконверсией к вирусу, но считается, что инфекция у человека обычно протекает бессимптомно. Существует 4 основных типа вируса Гета, из которых тип III в настоящее время наиболее распространен в Китае. Считается, что несколько разных родов комаров и кусающих мух способны распространять вирус. Экспериментально вирус может передаваться ороназальным путем с использованием клеточных культур вируса, но в настоящее время считается, что выделение вируса незначительно, так что инфицирующая доза редко доступна для горизонтальной передачи от свиньи к свинье. Сообщения с ферм до сих пор подтверждают концепцию о том, что членистоногие являются основным переносчиком GETV. Внутренние процедуры биобезопасности на фермах и история болезни делают маловероятным распространение болезни через грязные шприцы и иглы, но представляется возможным, что небезопасные процедуры сбора крови и повторное использование игл могли стать фактором передачи, поскольку наблюдалась высокая виремия у свиноматок и инфицированных поросят.
В регионах, где, как известно, существует GETV (Китай и Азия), было бы целесообразно включить его в дифференциальную диагностику репродуктивных проблем и перинатальной смертности наряду с «обычными подозреваемыми», то есть японским энцефалитом B (JEV), парвовирусом свиней (PPV), РРСС, КЧС, АЧС, ЦВС2/3, тепловым стрессом, заболеваниями, связанными с уходом, сезонным бесплодием и т. д. Свиноводческие фермы часто располагаются в отдаленных районах с высокой естественной популяцией комаров и кусающих мух. Навозные отстойники и стоячая вода вокруг свиноферм могут способствовать размножению комаров. Японский энцефалит B (JEV) представляет собой обычно переносимый комарами флавовирус, который вызывает вирусный репродуктивный синдром у свинок и свиноматок, не подвергавшихся заражению. JEV также может вызывать серьезную дегенерацию яичек (орхит) у хряков. Большинство свиноферм в Китае и Азии проводят вакцинацию против JEV и парвовируса, что позволяет избежать серьезных репродуктивных последствий. Трехвалентная вакцина против GETV, PPV и нескольких штаммов JEV может в будущем оказаться необходимой.