Описание фермы
Описываемое в данном случае предприятие – большая ферма, расположенная в местности с высокой концентрацией свиноводства в юго-восточной Азии. Предприятие было основано 20 лет назад и с той поры здания и строения фермы неоднократно перестраивались и модернизировались. Кроме того, впоследствии владельцы профинансировали и организовали постройку нескольких дополнительных больших откормочников, которые, впрочем, разместились на той же самой территории, что и основная ферма, общей площадью 20 гектар. За последние 20 лет на ферму было завезено, в общей сложности, около 1000 ремонтных свинок. Поставки осуществлялись различными европейскими и американскими племпредприятиями партиями по 100-200 голов. Собственное маточное стадо было сформировано на основе завезенного поголовья в процессе реализации программ размножения.
Комбикорма покупные, поставка происходит с крупной фабрики. Реализация свиней с откорма происходит на местные скотные рынки, дилерам или на мелкие убойные предприятия.
До того, как возникла описываемая проблема, свиноматки и ремонтный молодняк были привиты коммерческими вакцинами против E. Coli, парвовируса, рожи свиней и лептоспироза. Поросята в период между 2 и 8 неделями жизни прививаются коммерческими вакцинами от псевдобешенства (болезнь Ауески), микоплазмы, японского энцефалита и ящура.
Организация производства на доращивании и откорме
Ферма расположена в местности с длительными периодами очень жаркой и влажной субтропической погоды. Система охлаждения воздуха в помещениях основана на использовании водяных спринклеров, но движение воздуха в некоторых помещениях затруднено в связи с недостаточным количеством вентиляторов. В прошлом на территории фермы были проблемы с мелиоидозом (из-за Burkholderia pseudomallei), так что теперь доступ поголовья за пределы фермы и контакт с грызунами и птицами ограничен конструктивно (см. Фото 1).
Фото 1. Помещения откорма на описываемой ферме, с защитой от грызунов и птиц, типичные для ферм юго-восточной Азии.
Отъем всех поросят производится в возрасте 21 день, после чего они перемещаются в примыкающие помещения доращивания. По достижении возраста около 10 недель, свиньи переводятся в отдельно-расположенные помещения откорма, расстояние до которых обычно составляет 2 км.
Начало болезни
Работники бригад доращивания и откорма столкнулись с серьезной проблемой в виде череды заболеваний поголовья РРСС (как американский, так и европейский штаммы) и свиным гриппом (см. Фото 2). Как и на большинстве ферм юго-восточной Азии, на которых присутствовали эти болезни, падеж на доращивании достигал уровня от 8% до 20%. Смертность на откорме была более низкой (1-3%).
Фото 2. Непрекращающиеся РРСС и свиной грипп у 6-недельных поросят на доращивании.
Figure 3. Numerous dead and dying pigs on |
Ферма имеет большой штат работников из местных жителей обоего пола. Кроме этого, имеется небольшой коллектив технических и ветеринарных специалистов, а также используются услуги нескольких сторонних консультантов. При обходе и объезде фермы было проведено инспектирование систем отопления, вентиляции и санитарной системы. Кроме этого, чтобы установить уровень смертности для каждой секции, был проведен анализ учетных карточек в станках, офисных данных и диаграмм.
Вспышка была стремительной. Работники откорма каждый день в течение недели обнаруживали в станках большое количество мертвых и умирающих свиней. Направленная в пораженные станки бригада специалистов обнаружила такие клинические проявления, как следы диареи желтого цвета на полах. Также был отмечен кашель, хотя и не имеющий постоянного характера. Общее состояние многих из оставшихся в станках свиней было вялым и угнетенным, походка раскоординированной, а перемещения по станку имели бесцельный характер. Отмечена утеря интереса к пище. У многих свиней наблюдался умеренный или обширный конъюнктивит с закупоркой слезного канала и вязкими водянистыми выделениями из глаз. У некоторых свиней эти выделения образовывали темные потеки вокруг глаз, вызывая склеивание ресниц. Часто у таких свиней отмечалась высокая температура - 41ºC. Мертвые и умирающие свиньи, как правило, имели темные конгестии и почернения ушей и области рыла, что свидетельствовало о развитии в них цианоза и гиперемии. Ноги имели нормальный вид.
Судя по учетным данным, в нескольких ангарах на откорме имел место быстрый рост падежа - до 40% за 1-2 недели. Как это выглядит в реальности, показано на Фото 3.
Было проведено вскрытие нескольких свиней – как только что пораженных, с острой формой заболевания, так и свиней с более подострой формой, проболевших около недели. В обеих группах было выявлено большое количество патологических изменений. Основными из них, обнаруженными более чем у одной свиньи, были умеренные геморрагии в фарингальных лимфоузлах, надгортанном хряще и мочевом пузыре (см. Фото 4 и 5). В селезенках обычно развивались гематомы. Легкие – несколько отечные, но в остальном – нормальные.
Фото 4 и 5. Вскрытие пораженной свиньи с откорма. Обратите внимание на геморрагии в фарингальных лимфоузлах и мочевом пузыре.
Бригада также произвела забор крови в пробирки с ЭДТА (с фиолетовой крышкой) и отправила на стандартную гематологию. Количество белых кровяных телец у свиней обычно около 18,0 х 109 на литр (диапазон от 10,0 до 23,0). У пораженных в результате вспышки свиней среднее количество белых кровяных телец составило 8,5 х 109 на литр.
При рассечении реберных костей свиней, больных в течение недели, в 50-75% случаев обнаруживалось заметное утолщение и некротическое кальцинирование эпифизарных линий (см. Фото 6).
Фото 6. Подострая форма. Патологические изменения ребер.
Дифференциальный диагноз при всплесках смертности свиней в Азии
Всплески падежа в группах свиней могут вызываться несколькими главными инфекционными агентами. Описанный случай, похоже, произошел не по причине некачественного корма и не под воздействием каких-либо физических факторов, таких как, например, короткое замыкание в электросети. Состояние легких исключает АПП, вызванную Actinobacillus pleuropneumoniae. Среди других возможных причин высокой смертности могут быть высоко-патогенные РРССВ и ЦВС со вторичными инфекциями, либо другие агенты, такие как АЧС, Salmonella Choleraesuis или пестивирус классической чумы свиней.
Анализ результатов
Клинические симптомы, результаты вскрытий и анализов крови позволяют предполагать, что в предшествующие всплеску падежа недели на откорме имела место колонизация патогенным штаммом КЧС. Хотя КЧС часто называют «великим имитатором» в силу неспецифичности большинства ее симптомов, лейкопения и патологические изменения в ребрах являются особенностями в высокой степени для нее характерными. Следы цианоза и геморрагий, а также лизии в лимфоузлах и селезенке – симптомы, позволяющие делать предположения о диагнозе, но не являющиеся специфическими. Геморрагии в мочевом пузыре и почках – симптомы весьма характерные для КЧС. Выводы были подтверждены положительными на КЧС результатами серологических (ИФА) исследований, при которых сравнивались сыворотки образцов крови, забранных до вспышки заболевания и после нее.
Дальнейшее расследование и принятые меры
При дальнейшем разбирательстве выяснилось, что один из работников фермы содержал дома небольшое поголовье свиней местных пород и непреднамеренно, через одежду и обувь, занес вирус КЧС на ферму от свиней в своем домашнем хозяйстве.
В попытках снизить ущерб от падежа и потерь продукции, работники фермы произвели на откорме дачу антибиотиков через корм и питьевую воду.
Был проведен курс вакцинаций различными вакцинами от КЧС различных производителей, включая живую аттенуированную на основе штамма С и субъединичную Е2. Был сделан вывод, что лучшая защищенность от болезни и сокращение падежа были достигнуты за счет непрерывного использования живого аттенуированного вакцинного штамма.
Полная защита от КЧС в эндемичных районах и районах повышенного риска в Азии, даже с помощью таких программ вакцинации, иногда затруднительна в связи с ранним заражением и вмешательством материнских антител. Именно поэтому часто бывает необходимо разработать программу многократной вакцинации поросят в возрасте отъема и на ранних стадиях откорма.