Описание фермы
Цех доращивания (производственная площадка 2) фермы, работающей по системе группового опороса, при которой каждые три недели производится отъем 85 – 90 гнезд (900 – 1000 поросят/группа). Поросята приходят на доращивание, будучи, в среднем, 26-28 дней отроду и весом в 7,4-7,6 кг.
Фото 1. Ферма (вид снаружи).
Производство в цехе – поточное (новая группа поросят поступает каждые 3 недели), в цехе постоянно размещены не менее двух групп. Конструктивно он состоит из 3-х смежных помещений, каждое из которых используется по принципу «пусто-занято». Станки, в каждом из которых содержится около 29 поросят, оборудованы щелевыми полами (бетон/пластик), желобковыми кормушками для кормления «вволю» и необходимым количеством ниппельных поилок. Вентиляция полуестественная, оборудована вытяжками и подогревателями. Уровень соблюдения при работе гигиенических и технологических требований может рассматриваться как высокий средний.
Фото 2. Доращивание (вид внутри).
Статус здоровья – высокий (поголовье негативно на РРСС, болезнь Ауэски, АПП и атрофический ринит). В период содержания на опоросе поросята прививаются от микоплазменной пневмонии, после перевода на доращивание никакие лечебно-профилактические обработки им обычно больше не производятся. В прошлом имели место единичные случаи менингита или внезапного падежа, вызванного стрептококковой (Streptococcus suis) инфекцией, которые были успешно погашены дачей амоксициллина с питьевой водой (иногда – с кормом).
Показатели на доращивании до ноября 2011 были приемлемыми. Смертность (включая вынужденный забой) составляла менее 4%, средний ежесуточный прирос – более 450 г, а конверсия корма – 1,6-1,7.
Симптоматика, лабораторные исследования и диагностика.
Внезапно, в конце ноября 2011 г. был отмечен рост падежа, затронувший также и «самых крупных» поросят старшей возрастной группы. И хотя никакой специфической симптоматики, со слов хозяина фермы, при этом не наблюдалось, каждый день гибло по несколько поросят.
При первом посещении было обнаружено, что животные активны, имеют хороший внешний вид и аппетит. Не было замечено никаких респираторных или пищеварительных проблем. Проведенное на ферме вскрытие двух животных не позволило прийти ни к какому заключению в связи с отсутствием патогномонических или характерных симптомов. Образцы органов (срезы мозга, кишечник, селезенка и легкое) этих двух животных были доставлены в лабораторию, где было исключено присутствие стрептококков или других бактерий как, например, гемолитическая E. coli K88 (F4), способных привести к «внезапной смерти». ПЦР и серологические анализы подтвердили, что цех до сих пор является негативным на РРСС и болезнь Ауэски. Назначенное в качестве профилактической меры использование с питьевой водой амоксициллина (20 мг/кг ж.в.) не дало результата. В последующие дни и недели, когда регистрация падежа стала вестись не только по возрастным группам, но и по станкам, выяснилось, что в некоторых из них смертность достигла 50%!
Спустя несколько дней, при вскрытии, были выявлены патологические изменения в виде некрозов миокарда, характерные для вирусного энцефаломиокардита (ВЭМК) свиней.
В связи с этим, другие образцы (тушки поросят и/или органы) были отправлены в Lombardy and Emilia-Romagna Zooprophylactic Intitute's (IZSLER), базирующийся в Брешиа (Италия), где методами ПЦР и культурального посева было подтверждено присутствие вируса энцефаломиокардита свиней. Отделение патологии Пармского университета провело гистологические исследования мозга и сердец еще трех поросят. Сразу после этого были отобраны образцы мочи и кала поросят из нескольких станков, чтобы убедиться могут ли животные быть выделителями вируса.
Фото 3. Сердце поросенка, падшего на 40 день жизни. Можно видеть заметную гипертрофию правого желудочка, сопровождающуюся мультифокальным некрозом (белые пятна) и желобразную атрофию жировой ткани эпикарда.tissue. | Фото 4. Закупорка сосудов правого полушария головного мозга поросенка. |
Фото 5. Головной мозг поросенка. Утолщение стенок и закупорка сосудов правого полушария. |
Фото 6. Миокард, правый желудочек. Базофильный точечный некроз миокарда с микровакуолизацией. |
Краткий обзор результатов
Несмотря на все попытки обуздать распространение инфекции, падеж (особенно внезапная смерть у самых крупных) поросят группы А продолжался, достигая 25%. Даже после перевода на откорм смертность в этой группе сохранялась на уровне 7% в течение еще двух недель. Падеж в группе В уже приближался к такому же уровню (18%), когда, 1 декабря, на доращивание была перемещена группа С. Хронология пребывания групп на доращивании видна из следующей диаграммы:
Патлаборатория кафедры Ветеринарной медицины Пармского университета подтвердила диффузное распространение точечных кровоизлияний, являющихся причиной бесцветных пятен на миокарде и свидетельствующих о наличии серьезной формы миокардита и диффузной заложенности тканей головного мозга.
Все десять образцов кала и три образца мочи, что были отобраны в группах А и В и отправлены в IZSLER в Брешиа, оказались ВЭМК-позитивны.
Комментарии
Вирусный ответ и результаты гистопатологических исследований подтвердили, что наблюдаемый серьезный случай вспышки внезапных смертей, особенно в группах А и В, имеет причиной ВЭМК свиней. Согласно научной литературе, разносчиками этой вирусной инфекции служат крысы и мыши. Вероятно, хотя этому и нет подтверждений, что какая-то одна крысиная/мышиная семья могла привести в действие механизм дальнейшего разрастания этой проблемы. Дело в том, что на этой ферме очень серьезно относились к борьбе с грызунами и какие-либо следы их массового наличия, например, мышиные экскременты, отсутствовали. Только в процессе тщательного обследования в некоторых местах были замечены отпечатки мышиных лап. Таким образом, должен иметь место период (без сомнения, очень короткий), во время которого свиньи выступают в качестве разносчиков/размножителей инфекции. Этот период длится, вероятно, 1-3 дня – время от Т0 (момента инфицирования) до гибели животного. Эта гипотеза подтвердилась выявлением вируса ЭМК в кале и моче и высокой смертностью в некоторых конкретных станках.
Заключение
В связи с высоким уровнем зараженности среды существования и высокой смертностью (в группе В достигла уровня в 18% чуть более через чем через месяц после поступления), в середине декабря было решено всех поросят групп В и С переместить в отдельно расположенный пункт откорма (производственная площадка 3). Сразу после того, как цеха доращивания были опустошены, они были тщательно вымыты с использованием пенных моющих средств и горячей воды под высоким давлением и продезинфицированы. Хотя борьбе с грызунами уделяли большое внимание и до этого, все меры были усилены. Кроме того в качестве дополнительной меры провели термоопрыскивание, после чего помещения выдерживались пустыми в течение недели. 29 декабря на доращивание поступила новая партия поросят и в ней, как и в последующих партиях, симптоматика, характерная для вирусного энцефаломиокардита, не проявлялась.
Пометки эпидемиолога
Случаи заражения домашних и диких свиней в нескольких странах Европы вирусом энцефаломиокардита описаны не раз. Согласно обзору Maurice H. и др., (2005), большинство из клинических вспышек ВЭМК зарегистрировано в Бельгии (320), затем следует Италия (110), Греция (15) и Кипр (6). Вспышки, судя по наблюдениям, тяготеют к эндемичным районам, а рост их количества приходится на осенние и зимние месяцы. Внутристадная распространенность инфекции на клинически пораженных фермах варьируется значительно в зависимости от фермы (2-87%), возраста (0-84%) и страны. Данные обследования ферм, на которых клинические симптомы отсутствуют, показали, что ВЭМК в субклинической форме был обнаружен как внутри (серопревалентность 6-62%) так и вне (до 17%) эндемичных районов клинически-пораженных стран и таких клинически-непораженных стран как Австрия и Франция (3-5,4%). Среди диких свиней распространенность варьировалась от 0,6% до 10,8%, а, исследование, проведенное в Бельгии, обнаружило, что она составляет 3,3%.