Niederwerder MC, Stoian A, Rowland R, Dritz SS, Petrovan V, Constance LA, и др. Infectious Dose of African Swine Fever Virus When Consumed Naturally in Liquid or Feed («Инфективная доза вируса африканской чумы свиней при потреблении внутрь с водой или кормами»). Emerg Infect Dis. 2019;25(5):891-897. https://dx.doi.org/10.3201/eid2505.181495
Читать краткое содержание статьи
Комментарий
Африканская чума свиней, эпидемия которой накрыла Центральную Европу и Азию, не перестает нас удивлять, особенно тем, с какой видимой легкостью подверглись заражению некоторые фермы, включая те, на которых биобезопасность была на хорошем уровне. Так случилось на нескольких производственных фермах в Румынии и Болгарии. Тот факт, что румынские государственные ветеринарные службы назвали в качестве источника инфекции на одной из этих крупных ферм воду из Дуная, переполошил всех, поскольку в литературе отсутствовали любые данные по этому поводу.
Данная статья представляет интерес, так как впервые было установлено, какая минимальная инфективная доза должна содержаться в воде и кормах, чтобы запустить АЧС-инфекцию. То, что загрязненные вода или корм могут содержать инфекцию не вызывает удивления, поскольку мы давно знаем, что кормление свиней загрязненным кормом – один из основных путей заражения АЧС. Но я считаю, важно не поддаться панике и начать задумываться о том, что любой корм или вода на ферме могут быть инфицирующим материалом, особенно если учитывать опыт, полученный с этой болезнью в Испании. Чтобы быть лучше понятым, я позволил себе выполнить несколько небольших вычислений, чтобы увидеть, какова реальная вероятность достижения заражающих концентраций в питьевой воде. Для пущей наглядности я использовал пример фермы, теоретически заразившейся через взятую из Дуная воду. Кто-нибудь знает, сколько погибших от инфекции свиней должно было упасть или быть сброшенными в Дунай, чтобы цитопатическая доза ЦПД50% достигла 101? Ну, учитывая данные о среднем потоке воды в Дунае (6500 м3/с) и считая, что средняя масса сброшенных в Дунай свиней составляла 50 кг и вся их кровь (65 мл/кг массы) растворилась в воде, а концентрация вируса в крови была такой же, как при острой инфекции, т.е., 3 х 106 копий/200 мкл (Blome и др., 2013), необходимо было бы, чтобы ежедневно в реку падало или сбрасывалось 115 свиней, при этом вся содержавшаяся в их тушах кровь должна была растворяться в питьевой воде, которая, к тому же, не должна была попасть ни в какую систему дезинфекции, что могло бы снизить вирусную нагрузку в ней.
Что касается компонентов (сырья) для кормов, исходя из той же самой работы, концентрация инфекции должна превышать 105,6ЦПД50%, так что, этот путь видится менее вероятным, если говорить о возможной контаминации на полях произрастания, но этот фактор может браться в расчет, если заражение имеет место в процессе хранения.
Рассматривая биобезопасность с точки зрения данного исследования, необходимо будет задуматься о санации питьевой воды, особенно, если она поступает из источников, до некоторой степени рискованных (например, из рек или водных каналов). В отношении кормов – важнее всего, чтобы как у поставщиков, так и у потребителей имелись системы хранения, предупреждающие контакт сырья/кормов с источниками заражения (такими, как другие животные: грызуны, птицы, дикие кабаны).
Краткое содержание статьи
Что изучали? Метод исследования Было проведено экспериментальное заражение 68 здоровых гибридных (кроссбред) свиней, приблизительно 52-дневного возраста, на ферме с уровнем биобезопасности, соответствующем 3-му компартменту, выполненное в семи отдельных репликациях различными дозами. Источником вируса служили селезенки, взятые у свиней, инфицированных вирусом АЧС «Грузия 2007» (штамм, циркулирующий в Европе и Азии) в острой форме. Дозу вируса титровали в различных разведениях, от 100 до 108 ЦПД50% /мл (50% инфективная доза культуры ткани на миллилитр), которые добавляли к 100 мл жидкой среды (RPMI) или к 100 г готового корма (не содержащего ингредиентов животного происхождения). Подбор инфицирующей дозы проводился с использованием метода непрерывной переоценки - для корректировки ЦПД50% и оптимизации кривой определения дозы. Свиней выдерживали в течение 10-14 часов без пищи и воды, чтобы добиться полного поглощения добавленных жидкости или корма. Контрольных (неиннокулированных) свиней помещали в отдельные от поддвергнутых воздействию вируса (экспозированных) свиней станки. Свиньям вводили единичную дозу АЧСв. Исходя из однократного введения, авторы выполнили моделирование повторных (неоднократных) экспозиций, предполагая, что каждая из них представляет собой независимое событие. Ими была рассчитана вероятность заражения при многократных введениях, как 1-(1-p)q, , где p= вероятность при однократной экспозиции, а q= их количество. Дважды в день свиней подвергали ежедневному клиническому осмотру, вплоть до их эвтаназии на 5-й день, а если наблюдали клинические симптомы АЧС, то и ранее. Наступление инфекции подтверждали с помощью трех анализов: ПЦР проб крови, ПЦР проб селезенки или выделение вируса из селезенки. Полученные результаты и что из них можно почерпнуть У 32 свиней наблюдали наличие симптомов АЧС-инфекции (16 положительных – выделением вируса и ПЦР проб селезенки, 8 положительных – только по результатам выделения вируса из селезенки, 8 положительных – по всем проводимым анализам). В общем и целом, вероятность инфицирования росла по мере увеличения дозы. Минимальной инфективной дозой АЧСв в жидкости была 100 50% инфективной дозы культуры ткани (ЦПД50%), в корме – 104 ЦПД50%. Медианной инфективной дозой была 101,0 ЦПД50% - для жидкости и 106,8 ЦПД50% - для корма. Таблица 1. Сводный результат для свиней, которым оральным путем вводили АЧСв с жидкостью или кормами, чтобы определить инфективную дозу АЧСв при его попадании внутрь естественным путем.
ЦПД50%, 50% инфекционная доза культуры ткани; –, ни у одной из свиней. Моделирование многократных экспозиций показало, что вероятность заражения возрастала при всех уровнях концентраций, как для жидкости, так и для корма. При 10 введениях содержащей АЧСв жидкости, вероятность приближается к 1 при минимальном уровне концентрации, составляющем 1 ЦПД50%. Заключение Данная работа показывает, что АЧСв «Грузия 2007» может легко передаваться оральным путем при потреблении как жидкости, так и кормов, хотя корма на растительной основе требуют для этого более высокой концентрация инфекции. Невысокая инфективная доза АЧСв при поении должна рассматриваться, как возможный фактор распространения АЧСв через воду. Несмотря на то, что минимальная инфицирующая доза в кормах выше, чем в оде, авторы предположили, что корма могут представлять более высокую степень риска, чем вода, поскольку доставка кормов является очень частым событием, а при централизованном производстве кормов используются ингредиенты, производимые по всему миру, а это способствует тому, что зараженный корм попадает на большое количество свиноферм. |