Количество «нормальных» единичных самопроизвольных абортов и выкидышей неизвестной этиологии у свиней составляет примерно 1- 2% от количества спаренных и оплодотворенных свиней. Путем инфицирования плода абортогенными агентами, такими как вирусы и бактерии, как правило, является кровоток после первоначального общего заражения. В других животноводствах та же схема, но, несомненно, большее количество поросят подвергается внутриутробному заражению в сравнении с ягнятами или телятами.
Представление клинического случая
Был изучен случай массовых самопроизвольных абортов в комплексе племенных свиноводческих ферм с высоким статусом здоровья, расположенных в нескольких местах. Комплекс состоял из территориально разрозненных ферм в южной Австралии. Подобная разрозненность, изолированность местоположений является особенностью многих австралийских свиноферм, что обеспечивает отличную биологическую безопасность. Австралия также оставалась свободной от РРСС и ряда других основных инфекций, эндемических в Европе и Америке, поэтому большинство ферм не заражены и имеют высокий статус здоровья. Однако этот длительный период изоляции промышленного свиноводства и ограниченного импорта живых свиней также привел к ограниченному генофонду современных пород свиней.
Увеличение числа самопроизвольных абортов было отмечено в племенном репродукторе, известном как Сент Арно (St Arnaud) 2-3, с 5% дефективных опоросов в неделю. Пораженные свиньи появились исключительно на участке фермы с молодыми свиньями первого опороса. Результаты опороса пораженных свиней представлены на данном изображении – многочисленные абортированные плоды очевидно мумифицированы и были мертвы в утробе матери в течение некоторого времени. Количество абортированных поросят, вероятно, соответствует помету нормального размера.
Этот неприемлемый уровень самопроизвольных абортов повлек за собой изучение точных схем разведения свиней на фермах данного комплекса. Комплекс состоял из племенного и репродуктивного поголовий, расположенных на большом расстоянии друг от друга.
Свиньи, предназначенные для конечного племенного репродуктора, известного как Сент Арно 2-3, первоначально рождались на отдельной племенной ферме, известной как Сент Арно 1, на расстоянии 20 км. Обе эти фермы имели хорошо отработанную систему племенного разведения свиней. До этого молодых поросят из Сент Арно 1 отнимали от матери в 3-недельном возрасте и перевозили за 100 км на изолированную, вновь заполняемую ферму с открытым «эко-свинарником». Фермой управлял мистер Миллс, работавший по контракту неполный рабочий день, до отбора свиней в возрасте 25 недель для племенного репродуктивного стада. Все свиньи, содержавшиеся на участке Миллса, выращивались по системе «пусто-занято». При этом ранее на данном участке свиньи никогда не содержались.
Схема показывает передвижение молодых свинок по фермам данного комплекса. Массовые самопроизвольные аборты возникли в зонах для опороса на HIP-участке Сент Арно 2-3.
Схема передвижения свинок из одного участка фермы в другой:
Протокол адаптации молодых свинок
Затем свинки в возрасте 25 недель отбирались для разведения и транспортировались на более сложный и совершенный участок Сент Арно 2-3 с программой повышения статуса здоровья, так называемый HIP-участок разведения и опороса.
По прибытии на участок Сент Арно 2-3, все молодые свинки смешивались с другими свиньями, вакцинировались против парвовируса, лептоспироза и рожистого воспаления и спаривались в течение первых 2 недель после прибытия. Возникновение самопроизвольных абортов в значительной степени касалось свиней, находившихся под контролем пожилого управляющего фермой.
Анализы и диагностика
Диагностические образцы были собраны. К тому времени, как мумифицированные плоды и другой абортивный материал попадали в доступную лабораторию на расстоянии 200 км, они были, в основном, низкого качества и не могли обеспечить получение четких результатов. Даже с лучшими образцами, успех диагностики оказался незначителен для изучения самопроизвольных абортов у свиней – в пределах 30-40%.
Образцы крови были взяты у свиней на каждом участке комплекса ферм и исследованы на наличие абортогенных агентов, включая парвовирус свиней (PPV). Парвовирус свиней является повсеместно распространенным и стойким на большинстве свиноферм и часто циркулирует в поголовьях на отъеме и доращивании. Ранний контакт с вирусом до спаривания обычно приводит к появлению стандартных титров антител и ассоциированного иммунитета в большинстве стад, вакцинированных или невакцинированных. Ожидалось, что показатели анализов крови свиноматок и старших свиней на наличие титров парвовируса будут положительными. Титры РРСС были отрицательными.
Тем не менее, результаты анализов крови на парвовирус, проведенных в этом комплексе ферм показали низкий и неоднородный уровень титров вируса у свиней к концу их нахождения на изолированном участке Миллса - см. диаграмму титров парвовируса.
Очевидно, что ранний отъем поросят и их перевозка на изолированный участок, где контакт с парвовирусом незначителен или отсутствует, привели к низким титрам парвовируса среди поголовья разводимых свиней. Нарушение одного из управляющих фермой в Сент Арно 2-3 состояло в том, что не было обеспечено достаточное время для того, чтобы вакцина от парвовируса вызвала стойкий иммунитет до спаривания, что означает, что впервые спаренные репродуктивные свиньи беременели примерно в то же время, когда подвергались воздействию парвовируса в первый раз в Сент Арно 2-3, что приводило к гибели и мумификации потомства в утробе.
Молодые свинки НЕ имеют врожденного иммунитета к инфекциям, существующим в зоне разведения, и нуждаются в гораздо лучшей подготовке и более качественной вакцинации, а также времени для развития иммунитета.
Заключение
Вакцинация беременных или зрелых репродуктивных свиней от распространенных заболеваний может быть затруднена на открытых фермах с большими свинарниками и среди больших групп свиней, которые могут иметь ограниченный контакт с человеком. Важно установить надлежащее соблюдение режима вакцинации в подобных ситуациях, убедиться, что все животные получают полный и необходимый 2-дозовый комплекс.