Измерение уровня защищенности свиней от различных патогенов – сложный процесс, который не всегда дает удовлетворительные результаты. В зависимости от рассматриваемого патогена, различные значения замеров реакций иммунной системы на этот самый патоген могут коррелировать с защитой. Тем не менее, если вести речь о РРСС, информация о таких корреляциях отсутствует, т.е., нет никаких лабораторных анализов, способных определенно ответить на вопрос, насколько хорошо свинья защищена от вируса РРСС.
Чтобы измерить защиту, потенциально могут быть измерены гуморальные или клеточные реакции иммунной системы. Самым распространенным способом измерения иммунных реакций на РРССв является тестирование на антитела с помощью ИФА (ELISA). При ИФА обычно замеряются антитела к нуклеопротеину вируса РРСС, высокоэкспрессируемому вирусному белку. Эти антитела не связаны с уровнем защиты, а лишь позволяют прийти к выводу: вступало ли животное до этого в контакт с РРССв (Lopez, 2007). Тем не менее, различить, направлены ли такие антитела против полевого вируса или против живого вируса вакцин, невозможно. Кроме того, эти тесты не позволяют дифференцировать материнские (унаследованные) антитела от таковых, активно продуцированных самим поросенком.
Среди других способов измерить иммунные реакции и защиту свиней от РРССв можно назвать измерение нейтрализующих антител или клеточных иммунных реакций. Оба они могут быть задействованы в защите, однако, их связь с иммунитетом к РРССв имеет в научной литературе неоднозначное толкование. Появление РРССв-нейтрализующих антител зачастую приблизительно совпадает по времени с моментом, когда кровь очищается от вируса, из этого делается вывод о критической роли, играемой нейтрализующими антителами в элиминации РРСС-инфекции. При экспериментальных исследованиях большие дозы нейтрализующих антител предотвращали трансплацентарное инфицирование вирусом РРСС плода и обеспечивали стерилизующий иммунитет свиноматкам и приплода в их утробе (Osorio, 2002, Lopez, 2007). Однако, другие эксперименты показали, что вирус РРСС исчезал из крови инфицированных животных и без наличия нейтрализующих антител в измеряемых количествах (Diaz, 2006), либо он мог выделяться из крови зараженных свиней и в их присутствии (Vezina, 1996). В конечном итоге, роль нейтрализующих антител в защите от РРССв до сих пор не до конца ясна, а их измерение при рутинной диагностике не является целесообразным (см. ниже).
Клеточные реакции иммунной системы на РРСС-инфекцию так же не изучены, как и гуморальный иммунитет, хотя они могут оказаться критичными для защитной иммунной реакции. Измерение РРССв-специфичных клеток, секретирующих гамма-интерферон (IFN-γ), методом иммуноферментного (ELISPOT) анализа является самым частым тестом для измерения клеточно-опосредованных иммунных ответов. Как и измерение РРССв-специфичных нейтрализующих антител, существующие в настоящее время анализы ELISPOT не совсем подходят для рутинной диагностики, в силу того, что оба этих метода трудозатратны и достаточно недешевы. Они требуют выделения клеток из крови или тканей и повторной стимуляции этих изолированных клеток гомологичным вирусом РРСС. Гомологичный изолят вируса РРСС обычно недоступен, за исключением измерения вакцинно-индуцированных клеточных реакций иммунной системы, для повторной стимуляции клеток, поскольку выделение РРССв на каждой отдельной ферме обычно не проводят. То же самое справедливо и для измерения нейтрализующих антител, для проведения которого так же требуется гомологичный вирус.
Высокое генетическое разнообразие вируса не только затрудняет лабораторное тестирование, но и осложняет оценку уровня защищенности свиней от РРСС. Несколько проведенных исследований показали, что полной защиты, т.е., стерильного иммунитета можно добиться последовательным заражением свиней абсолютно одним и тем же вирусом (Lager, 1997, 1999). Так же было продемонстрировано, что гомологичная защита может сохраняться долгое время, на протяжении, как минимум, 604 дней (Lager, 1997). В то же время, животное, получившее защиту от одного штамма РРССв не обязательно будет защищено от гетерологичных штаммов. Уровень гетерологичной защиты может весьма значительно варьироваться и его невозможно предсказать. Анализ последовательности (секвенирование), особенно когда он проводится на частичных вирусных геномах, как это обычно имеет место в рутинной диагностике (т.е., ORF5), не может быть использован для оценки защиты. В частности, гомология определенных полевых вирусов с изолятами других вакцинных вирусов не может использоваться для подбора вакцин. В дополнение к изменчивости данного вируса, на уровень гетерологичной защиты будут также влиять и факторы хозяина. Исследования, проводившиеся, в основном, в США показали, что геном хозяина, т.е., генетический бэкграунд свиньи, влияет на восприимчивость к РРССв.