Клостридиум диффициле представляет собой грамположительные, анаэробные, спорообразующие бактерии. Кишечное заболевание, вызванное К. диффициле, как известно, поражает несколько видов, включая человека, свиней, лошадей, низших приматов, кроликов, крыс, домашних собак и домашних кошек (Арройо и др., 2005; Дебаст и др. 2009; Хопман и др., 2011; Кессен и др. 2011a; Норман и др., 2009).
Для свиней инфекция К. диффициле (ИКД) является одним из наиболее значимых кишечных заболеваний у новорожденных. ИКД у свиней в основном наблюдается у 1 - 7-дневных поросят (Хопман и др. 2011; Зонгер и Андерсон, 2006). Клинические признаки включают диарею желтого цвета до водянистого состава и запоры (Йегер, 2007). Образование колоний бактериями К. диффициле в кишечнике происходит в течение первых часов жизни, и почти сто процентов поросят в некоторых стадах заселяются бактериями в течение первых 48 часов после рождения (Хопман и др. 2011); однако клиническое заболевание наблюдается только при определенных обстоятельствах. Механизм передачи фекально-оральный и бактериальный, и бактерии, и споры часто являются эндемичными в условиях фермы. Было показано, что только около 25% обследованных свиноматок активно выделяли бактерии К. диффициле в период лактации (Норман и др., 2009). Другие исследования показали, что окружающий воздух и окружающая среда являются основными источниками К. диффициле для новорожденных поросят (Хопман и др., 2011). Споры К. диффициле обладают высокой устойчивостью к физическим и химическим средствам, таким как процедура уборки фермы и наиболее распространенные дезинфицирующие вещества (Фоули и др., 2007) и могут выживать в течение многих месяцев в окружающей среде (Спейт и др., 2011). Распространенность носительства бактерий К. диффициле среди свиней резко падает с возрастом. Исследования, проведенные в различных странах, изучающие распространенность К. диффициле в убойных свиньях, показали стабильно низкий показатель распространенности, в пределах от 0% до 8% (Бейкер и др. 2010; Хоффер и др., 2010).
Несмотря на то, что большинство случаев с К. диффициле имеют место в первую неделю жизни, Арруда с коллегами (2013) в недавнем исследовании показали, что 10 суточных поросят являются таким же восприимчивыми, как и неонатальные поросята, когда им делают проверочное заражение токсигенным штаммом К. диффициле. Многочисленные факторы вирулентности, связанные с ИКД, были описаны, включая поверхностные белки и экзотоксины, хотя общепринято считать, что экзотоксины А и В (TcdA и TcdB, соответственно) являются основными факторами вирулентности, связанными с развитием заболевания (Дэвис и др., 2011). Некоторые штаммы К. диффициле также производят АДФ - рибозилированный бинарный токсин; однако, влияние этого токсина на патогенез заболевания не выяснено (Дэвис и др., 2011). Поражения, связанные с ИКД в основном сосредоточены в толстом кишечнике. Отек средней части толстой кишки (Рисунок 1) является классическим макроскопическим поражением, наблюдаемым при ИКД. Тем не менее, это поражение не является характерным для данной болезни; Яэхер и другие показали, что отек средней части толстой кишки у поросят не является хорошим предикатором токсинов К. диффициле (Яэхер и др., 2007). Гистологическое исследование пораженных животных выявило в местном масштабе мультифокальный обширный язвенный фибринозный колит (Рисунок 2).
Рисунок 1. Отек средней части толстой кишки является классическим макроскопическим поражением, наблюдаемым при ИКД.
Рисунок 2. Гистологическое исследование пораженных животных выявило в местном масштабе мультифокальный обширный язвенный фибринозный колит.
Многие факторы риска, как полагается, способствуют ИКД, включая: введение антибиотика, разрешающая доза, ассоциируемый профиль токсина и возраст. В недавнем исследовании было показано, что разрешающая доза напрямую зависит от тяжести заболевания. Выводы из того же исследования показывают, что лечение антибиотиками в первый день жизни не играет существенной роли в развитии и / или тяжести поражений ИКД у поросят (Арруда и др., 2013). Это может быть связано с отсутствием устоявшейся микрофлоры кишечника у новорожденных поросят, ограничивающей воздействие антибиотиков на микрофлору (Арруда, и др., 2013). Уровень смертности, связанный со вспышками ИКД, является непостоянным; однако, как было отражено, этот показатель составляет 16% (Андерсон и Зонгер, 2008). У выздоровевших поросят было зарегистрировано замедление роста и меньший вес при отъеме, в среднем примерно на 0,5 кг меньше (Зонгер, 2004).
Постановка диагноза ИКД может быть затруднена из-за эндемической природы этой бактерии. Например, простое выделение бактерии или обнаружение токсинов (ИФА) не являются достаточными, чтобы диагностировать заболевание. Для должной диагностики ИДК у поросят рекомендуется многоступенчатый процесс диагностики, включающий выявление потенциальных случаев (история болезни), биологические испытания по выявлению токсинов через ИФА и гистологическое исследование отделов толстой кишки.
На сегодняшний день не существует полностью лицензированных коммерчески доступных средств, чтобы предотвратить и/или лечить ИДК у поросят. Было показано, что доза воздействия непосредственно связана с тяжестью заболевания, поэтому лечебные практики, снижающие дозу воздействия для новорожденных поросят, могут предотвратить и / или минимизировать клиническое проявление болезни. И, наконец, выясняется, что использование нетоксигенного К. диффициле (НТКД) в качестве пробиотика может уменьшить тяжесть гистологических поражений и количество токсинов, выявленных у неонатальных поросят (Арруда и др., 2016 г.). В заключение, несмотря на значимость ИКД у неонатальных поросят, все еще существуют значительные пробелы в наших знаниях относительно основных эпидемиологических концепций, патогенеза и профилактики у свиней.