Железодефицитная анемия у поросят является значимой проблемой свиноводства, которая вызывает задержку роста и повышенную смертность во время лактации. У пострадавших поросят наблюдается одышка, упадок сил, побледнение кожи и слизистых оболочек и повышенная восприимчивость к заболеваниям.
Запасы железа у поросят при рождении составляют около 50 мг (Венн и др., 1947), а в первые недели жизни поросята удваивают свой вес, в то время как объем их плазмы увеличивается на 30% (Джейн, 1986). Потребности в железе для синтеза достаточного количества гемоглобина для профилактики анемии являются высокими, по меньшей мере, 10 мг в день (Венн и др., 1947), но молоко свиноматок обеспечивает только 1 мг в день (Клейнбек и МакГлоун, 1999) и, поскольку у поросят нет доступа к почве, им нужна экзогенная добавка.
Традиционно, способ, используемый для доставки экзогенного железа, является парентеральным, как декстран железа, декстрин железа или глептоферрон при дозе 150-200 мг на поросенка при однократном применении в течение первых четырех дней жизни (Эгели и Фрамстад, 1999). Иногда это железо также не отвечает потребностям поросенка из-за кинетики поглощения, так как от 10 до 50% может удерживаться в месте сделанной инокуляции (Миллер и Уллрей, 1999).
Альтернативой для удовлетворения их потребностей в железе является пероральное обеспечение органическим железом путем однократного введения в виде пероральной пасты или путем разбавления в питьевой воде, избегая контаминируемые железом инокуляции – которые связаны с наступлением полиартрита (Холмгрен, 1996) – и облегчая уход за животными во время лактации.
На коммерческой ферме было проведено исследование для проверки эффекта от использования органического железа в питьевой воде во время лактации в сравнении с традиционным парентеральным использованием неорганического железа в первые дни жизни поросят.
Двадцать четыре (24) помета были разделены на две группы: 128 поросятам из 12 пометов предлагали 3% раствор глутаминовой кислоты с 24 г/л хелатного железа в питьевой воде с неограниченным доступом с рождения до 18 дней; 133 поросенка в других 12 пометах получали дозу в 150 мг декстранового железа в возрасте от 1 до 4 дней. Группы были сбалансированы числом циклов свиноматок. Для измерения концентрации гемоглобина забирался образец крови у 12 поросят из группы (у одного из помета, выбранного случайным образом среди поросят весом более 1,4 кг), и все поросята взвешивались индивидуально в возрасте 1,7 и 18 дней.
Статистический анализ данных проводился с использованием системы R (разработчик «R Core Team», 2015), и каждая партия считалась экспериментальной единицей. Концентрацию и массу гемоглобина оценивали с использованием дисперсионного анализа с повторными измерениями и моделью смешанного типа, которая включала в качестве фиксированных эффектов: терапию, пол, цикл свиноматки (рожающая в первый раз или относящаяся к повторнородящей), возраст и взаимодействие между терапией и возрастом. Средний дневной прирост оценивался с помощью дисперсионного анализа с использованием модели смешанного типа, которая включала терапию, пол и цикл как фиксированные эффекты, и начальный вес в качестве независимой переменной. Помет был включен как случайный эффект для всех моделей.
Концентрация гемоглобина (рис. 1) была сходной (р> 0,05) у поросят, получивших необходимое перорально и парентерально (р> 0,05). Без экзогенных добавок концентрация гемоглобина в первые дни жизни поросят является низкой, и кинетическая энергия уменьшается из расчета: 9,4 г/дл в день опороса, 8,1 г/дл в возрасте 3 дней и 7,8 г/дл в возрасте 4 дней (Эгели и Фрамстад, 1999). Это исследование показало постепенное увеличение концентрации гемоглобина при обоих методах терапии. Концентрация гемоглобина оставалась выше 8 г/дл, за пределами которой начали появляться клинические признаки анемии (Фуругори, 1975 и ван Кэмпен, 1987) и начали появляться производственные потери (Свобода и Драбек, 2002), достигающие 12 ± 0,3 г/дл в возрасте 18 дней, что рассматривается в пределах нормы (Миллер и Уллрей, 1999).
Рисунок 1. Средняя концентрация гемоглобина (г/дл) в 1, 7 и 18 день после опороса (среднее значение наименьших квадратов ± стандартная погрешность).
Не наблюдалось никаких различий в весе (рисунок 2) или росте (таблица 1) между поросятами, на которых воздействовали перорально и парентерально (p> 0,05). Йоргенсен (2000) отметил, что, когда у поросят достаточно молока, они потребляют небольшое количество воды и, следовательно, раствор железа. Рост, наблюдаемый в этом исследовании, указывает на то, что выработка молока у свиноматок была достаточной, а концентрация гемоглобина в крови предполагает, что поросята получали надлежащее обогащение железом.
Рисунок 2. Средний вес поросят (кг) в 1, 7 и 18 день после опороса (среднее значение наименьших квадратов ± стандартная погрешность).
Таблица 1. Среднесуточный привес (г/д) (среднее значение наименьших квадратов ± стандартная погрешность).
Среднесуточный привес (г) | ПЕРОРАЛЬНО | ПАРЕНТЕРАЛЬНО | P-значение |
Первая неделя жизни | 182 ± 9.6 | 183 ± 9.8 | 0.937 |
В возрасте от 7 до 18 дней | 173 ± 14.0 | 175 ± 14.2 | 0.895 |
В возрасте от 1 до 18 дней | 180 ± 12.1 | 180 ± 12.3 | 0.972 |
Результаты, полученные в этом исследовании, показывают, что добавление органического железа в питьевую воду поросят во время лактации может быть альтернативой введению неорганического железа парентерально, обеспечивая соответствующий уровень железа для предотвращения железодефицитной анемии, не оказывая воздействия на рост и вес поросят.