Исторически, благополучие животных поддерживалось на тех фермах, где фермеры были замотивированы на улучшение благополучия животных, а также чувствовали профессиональную гордость за свою работу. Также существовало понимание того, что чем лучше благополучие животных, тем выше производственные показатели. Картина начала меняться, когда в послевоенное время началось стремление получить больше дешевой еды, что привело к увеличению размеров ферм и применению более эффективных способов производства, что к 1960 годам начало вызывать беспокойство у общественности. Об этом говорится в книге Рут Харрисон «Животные машины» 1964 года, которая вывела проблему благополучия животных на политический уровень. В ответ правительство Великобритании постановило создать комитет, после отчета которого разработало специальные законы для защиты благополучия сельскохозяйственных животных. Некоторые другие страны, особенно Скандинавия приняли подобные законы даже раньше, а общественное беспокойство усиливалось по всей Европе. Логическое желание упорядочить законодательство и избежать торгового дисбаланса привели к над-национальной инициативе – «Европейская Конвенция по Защите животных, выращиваемых в сельскохозяйственных целях», которая была опубликована в 1976 году Советом Европы. Сначала это не было юридически обязательным, но Европейское экономическое сообщество, а затем в 1990 годах и Европейский Союз начали выпускать все больше минимальных требований к благополучию животных, которые должны были соблюдать все страны-участницы на уровне своего государственного законодательства.
Общественное мнение
Этот постоянный процесс поддерживался усилением общественного мнения. В 2015 году исследования Евробарометра об отношении европейцев к благополучию животных показали, что 82% опрошенных считают, что благополучие сельскохозяйственных животных должно защищаться лучше, чем сейчас, и эта точка зрения усилилась по сравнению с предыдущим опросом, проводимом в 2006 году. Требования ужесточения законодательства поддерживалось лоббированием со стороны НГО, занимающихся защитой животных. Текущая кампания, проводимая по инициативе Еврогруппы по защите благополучия животных «Конец клеточному веку» была проведена в рамках Европейской Гражданской Инициативы, которая стартовала в 2018 году и набрала 1,4 млн. подписей граждан по всему ЕС. Недавно она была принята в качестве резолюции Комитета по сельскому хозяйству Европейского парламента и прошла полные парламентские дебаты в июне 2021 года. Депутаты Европарламента попросили Комиссию ЕС подготовить законодательные предложения по запрету в ЕС содержания сельскохозяйственных животных в клетках, возможно, уже к 2027 году, после соответствующего переходного периода и после проведения серьезной научной оценки воздействия. Резолюция была принята 558 голосами против 37 при 85 воздержавшихся. В ответ на такое общественное и политическое давление Европейская комиссия в настоящее время проводит «проверку соответствия» законодательства ЕС по благополучию сельскохозяйственных животных, чтобы оценить необходимость и потенциальное влияние нового законодательства. Та же тенденция наблюдается в Северной Америке с продвижением инициатив штатов США, направленных на усиление законодательства в области защиты благополучия животных. Наиболее заметным из нынешних примеров является Предложение 12, поддержанное Обществом защиты животных США и одобренное избирателями в Калифорнии в 2018 году, которое основано на успехе более раннего Предложения 2. Подобные инициативы в других штатах до сих пор имели неоднозначный успех по включению в бюллетени, но привели к расширению диалога между НГО, политиками и промышленностью о том, как добиться прогресса в этой области.
Подходы, ориентированные на рынок
Тем не менее, множество людей в обществе считают, что законодательство одновременно и слишком медленно реализует изменения, и слишком консервативно в своих целях. В условиях растущей централизации цепочек поставок продуктов питания и увеличения рыночной позиции относительно небольшого числа крупных розничных предприятий торговли продуктами питания рыночный подход показал заметные успехи. Один из тактических подходов сосредоточен на политике корпоративной социальной ответственности основных предприятий в цепочке поставок продуктов питания, включая производителей и производителей продуктов питания, оптовых, розничных торговцев и сектор общественного питания. Акцентируя внимание на своей политике и деятельности в области защиты животных с помощью таких инструментов, как «Бизнес-оценка благополучия сельскохозяйственных животных», неправительственные организации стремятся добиться изменения стандартов защиты животных путем каскадного давления по цепочке поставок. Второй подход к использованию силы рыночных сил заключался во введении этикеток продуктов с особым акцентом на благополучие животных. Этот подход был принят как НГО, так и самой промышленностью. С момента запуска в 1994 году одной из самых первых крупномасштабных инициатив неправительственных организаций стала британская схема «Freedom Food», которая теперь переименована в «RSPCA Assured», ряд других национальных схем был разработан совместно с европейскими и американскими неправительственными организациями. Примерами могут служить голландская «Beter Leven» и немецкая «Für Mehr Tierschutz», а также американская «Certified Humane» и «American Humane Certified». Отрасль отреагировала принятием стандартов защиты благополучия животных в рамках своих собственных программ обеспечения безопасности ферм, таких как британская «Red Tractor», путем сотрудничества в разработке отраслевых схем благополучия животных, немецкая «Tierwohl», Американские «Global Animal Partnership» или испанские «IAWS» и «Welfair ™», или посредством принятия Кодексов практики, встроенных в сертификацию продукции, например, разработанных Национальным советом по уходу за сельскохозяйственными животными в Канаде. На данный момент некоторые схемы маркировки показывают идентификацию различных уровней благополучия, при этом низкие уровни отражают передовые практики отрасли в условиях интенсивного производства, а высокие уровни обозначают более простые производственные системы, например, с доступом на открытый воздух. Подобный подход был также недавно принят в качестве инструмента государственной политики; В 2017 году правительство Дании запустило этикетку «Bedre Dyrevelfærd» с 3 уровнями благополучия, обозначенными числом зеленых сердечек на этикетке, что позволяет потребителям делать индивидуальный выбор в отношении баланса благополучия и стоимости. Из-за потенциальной путаницы, связанной с таким большим количеством различных этикеток, Европейская комиссия объявила в рамках своей текущей стратегии Farm to Fork, что она рассмотрит варианты будущей маркировки животных в ЕС, подобный подход, уже принят в отношении сертификации органических продуктов питания. Успех таких схем маркировки зависит от способности потребителей понимать маркировку и доверять им, а также от их готовности платить больше за продукт с высоким уровнем благосостояния. В обзоре Евробарометра 2015 года:
- 35% респондентов ответили, что они готовы платить на 5% больше за продукты, произведенные из животных, выращенных с высоким уровнем благополучия животных
- только 8% готовы платить на 10% больше,
- 35% отказались платить дополнительно
Следует также отметить, что подобные ответы на опрос не всегда отражают фактическое покупательское поведение респондентов, это означает, что продукты с самой высокой маркировкой благополучия животных остаются нишей на рынке.
Таким образом, если смотреть в будущее, мы можем ожидать принятия нового законодательства, устанавливающего минимально приемлемые стандарты благополучия сельскохозяйственных животных, в сочетании с управляемыми отраслью систем гарантий ферм, которые обеспечивают надзор третьей стороны за надлежащей коммерческой практикой в этом секторе экономики, а также различные марки продуктов, которые предоставляют потребителям возможность поддержать инициативы по повышению благополучия животных посредством их выбора при покупке. Подобный многогранный подход к повышению благополучия животных соответствует пожеланиям граждан ЕС; в опросе Евробарометра 2015 года 43% опрошенных заявили, что вопросы благополучия сельскохозяйственных животных должны решаться совместно предприятиями и государственными органами, в то время как 40% считали, что это вопрос всех граждан, который должен регулироваться государственными органами, и только 12% считали, что это следует оставить рыночным силам.