Статья
Дальнейшая оценка фомитов и персонала как средств механического переноса и распространения вируса репродуктивно-респираторного синдрома свиней. Pitkin A, Deen J, Dee S. Can J Vet Res. 2009 October; 73(4): 298–302
Краткое содержание статьи
Предмет изучения
Случаи полного и успешного избавления некоторых ферм от РРССВ известны, хотя имеются также сообщения и о случаях ре-инфекции вследствие непрямого распространения вируса. Пути распространения инфекции включают в себя персонал фермы и фомиты - предметы, бывшие в контакте с патогенными микроорганизмами (контаминированные иглы, обувь и спецодежда).
Целью данного исследования было заново оценить роль, играемую фомитами и персоналом, в переносе и распространении РРССВ между различными свинопоголовьями, используя большие группы положительных на РРССВ свиней, содержащихся в условиях реального производства.
Метод исследования
В исследовании участвовали 340 свиней: в помещении, которое использовалось в качестве источника вируса, содержалось 300 голов (помещение В, в котором 100 голов были инраназально инокулированы вирусом РРСС), а остальные 40 голов были поделены на группу побывавших (А, n=20) и не побывавших (С, n=20) в контакте с носителями вируса.
Рис.1. Диаграмма, дающая представление о расположении помещений и направлении ежедневного движения персонала между ними. Стрелками показано направление, в котором перемещение персонала имело место ежедневно, в течение срока исследования. Каждое помещение имело следующее назначение:
АБК: точка входа в зону проведения исследования с обязательным прохождением через душ в начале рабочего дня.
Помещение А НИК (поголовье, не имевшее контакта с вирусом): использовалось для того, чтобы подтвердить отсутствие транспорта для РРССВ и отсутствие его распространения через фомиты и/или персонал, перед входом не имевший контакта с вирусом.
Помещение В (источник инфекции): с РРССВ-положительным поголовьем, использовалось для более тесного контакта фомитов и персонала с инфекцией в период, предшествующий их попаданию в помещение С.
Помещение С ИК (поголовье, имевшее контакт с вирусом): с его помощью определялось, был ли причиной переноса вируса и передачи его незараженному поголовью имевший в нем место контакт животных с контаминированными фомитами и персоналом.
В исследовании принимали участие три человека – они проходили через душ, облачались в спецодежду и обувь и проходили из помещения А в помещение В, в котором размещались инфицированные свиньи, и далее, в помещение С. Перед входом в А и В персонал переодевался в особые рабочие комбинезоны и обувь, мыл руки и только после этого приступал к выполнению повседневных, обыденных обязанностей (проверка кормушек, поилок, осмотр свиней, их обработка и лечение и т.д.).
После того, как работа в помещении В была выполнена, персонал переходил в помещение С, но там перед заходом в станки ни обувь, ни спецодежда не менялись, мытье рук не производилось. Мешки с подкормкой, оборудование для забора образцов крови, и другие инструменты также попадали в помещение С прямиком из помещения В без всякой предварительной обработки.
Эксперимент длительностью в 2 недели был повторен 7 раз. Каждый раз на 2, 5, 7, 9 и 12 дни выполнялся забор крови как у свиней имевших контакт с вирусом, так и у свиней его не имевших.
Также производился забор мазков с рук, обуви и комбинезонов персонала, а воздух и отловленные насекомые проверялись на присутствие РНК вируса РРСС.
Результаты
В помещение А вирус РРСС не проник каким бы то ни было путем ни в одном из 7-ми повторов эксперимента (все мазки и пробы воздуха оказались отрицательными). Отрицательными оказались также и все отобранные образцы крови (n=700).
С другой стороны, занос вируса РРСС в помещение С имел место в каждом из 7-ми повторов эксперимента, свидетельством чему РНК вируса, обнаруженная на спецодежде, обуви и других предметах-фомитах. Помимо этого, во всех 7-ми повторах наблюдалась передача вируса поголовью ИК в помещении С – при каждом повторе эксперимента хотя бы у одной из свиней в сыворотке крови обнаруживалась РНК РРССВ. Инфекция подтверждалась в течение 5-7 дней с начала каждого повтора.
В случае, если вход в помещение С осуществлялся после принятия душа и последующей смены рабочей одежды и обуви, вирус в этом помещении не обнаруживался, несмотря даже на то, что перед этим имел место контакт с поголовьем помещения В.
Что это дает?
Люди и фомиты – это фактор риска, способный стать причиной новых вспышек вируса РРСС. Производителям и ветеринарным специалистам следует обращать пристальное внимание на то, каким образом осуществляются передвижения между помещениями и насколько тщательно входящими выполняются санитарные процедуры в отношении себя, а также вносимых материалов и инструментов.
Надлежащее выполнение требуемых процедур, осознание всеми их крайней важности – вот ключ к снижению риска заноса на предприятие вируса РРСС одним из рассмотренных путей.
Мнение практика: Enric Marco В предыдущей нашей статье было продемонстрировано, как легко транспортное средство становится переносчиком различных штаммов вируса РРСС между фермами. Эта статья посвящена разбору возможности распространения вируса внутри фермы через персонал, оборудование или материалы. В ней наглядно показывается, насколько становится высокой вероятность заражения доселе здоровых животных, если к работе с ними персонал приступал после контакта с инфицированными животными, не сменив после этого ни спецодежды, ни рабочей обуви или используя те же самые материалы. Ветеринарный статус фермы сплошь и рядом определяет процедуры биобезопасности, которые ферма только собирается ввести. Это – одна из причин того, что правилу о входе на ферму только после принятия душа, которое является обязательным, следует сравнительно невысокий процент ферм. В то же время, использование для работы специальной одежды или специальных одноразовых костюмов-комбинезонов, равно как и смена рабочей обуви или использование одноразовых пластиковых бахил стало общераспространенной практикой. Без сомнения, такие меры являются достаточно эффективными, однако, зачастую при этом совершаются ошибки, сводящие на нет весь положительный эффект. Всегда ли мы проявляем достаточно настойчивости в том, чтобы работа внутри фермы выполнялась только в специальной одежде и обуви? И всегда ли мы требуем от рабочих того, чтобы они не допускали контакта инструментов и оборудования с поверхностями и дезинфицировали его надлежащим образом? А на каждой ли ферме обязательным является мытье рук или использование перчаток? Меры биобезопасности в отношении посетителей должны соблюдаться на всех фермах без исключения, а на тех фермах, где прохождение через душ не является обязательным, таковым должно стать мытье рук с мылом и последующая их обработка дезинфицирующими средствами. Выводы, к которым приходят авторы статьи, важны не только с точки зрения профилактики новых вспышек заболевания, их следует учитывать также и при повседневной работе. Рециркуляция вируса РРСС, на той или иной стадии производственного цикла, имеет место на многих фермах. Если возраст, в котором проявляется такая рециркуляция, достаточно зрелый (конечная стадия доращивания или начало откорма), то она, обычно, является следствием побочных инфекций, т.е., полученных от предыдущих групп, пораженных вирусом. Неукоснительное выполнение некоторых мер, описываемых в статье, позволит, в большинстве случаев, разорвать инфекционный цикл и избежать заражения поголовья. Эти меры не представляют собой ничего сложного – обеспечение персонала специальной обувью и одеждой (это могут быть одноразовые комбинезоны-накидки, которые можно надевать поверх обычной одежды), использование в работе с каждой группой отдельных материалов и инструмента, а также мытье рук перед контактом с каждой следующей группой. |