Во-первых, мы должны начать с определения концепта «РРСС-стабильный», так как в полевых условиях этот термин зачастую неправильно используется для обозначения клинических и/или эпидемиологических сценариев. Стабильность на ферме достигается только тогда, когда вирус прекращает циркулировать в племенном поголовье, что в свою очередь ведет к прекращению трансплацентарной передаче и поросята рождаются вирус-негативными (Holtkamp и др., 2011). Поэтому ферму можно рассматривать как стабильную только когда поросята тестируются систематически и являются негативными при рождении.
В полевых условиях, фермы зачастую классифицируются как стабильные при отсутствии клинических симптомов, характерных для наблюдаемой болезни. Обычно на этих фермах вирус циркулирует ограниченно, поражая небольшое количество племенных животных и проходит незаметно с клинической точки зрения. Эта ситуация, которая может быть клинически приемлема, чрезвычайна рискованная с эпидемиологической стороны, так как инфекция остается активной на ферме и допускает заражение восприимчивых животных, завозимых на ферму, что в свою очередь может нарушить установившийся баланс и привести к вспышке заболевания. В этом случае на ферме будут происходить периодические вспышки заболевания, чего не случается на действительно стабильных фермах.

Присутствие вируса на фермах может быть обусловлено несколькими факторами. Один из факторов, который затрудняет уничтожение вируса РРСС – это его относительно высокая способность к выживаемости в условиях окружающей среды. Несмотря на то, что оболочечный РНК относительно легко инактивируется при экстремальных условиях, на фермах часто наблюдается, что вирус достаточно долго сохраняется в загрязненных помещениях и может заразить следующую группу животных, попадающих на предприятие. Таким образом, он может оставаться в цехе опороса и заражать очередные группы поросят, если мойка и дезинфекция проведены не качественно, также вирус может сохраняться и в цехе ожидания, что приводит к заражению восприимчивых свиноматок, которых размещают вместе с зараженным поголовьем, даже когда они теоретически стабильны, судя по отсутствию клинических симптомов среди племенных животных.
Тем не менее, несмотря на влияние, которое может оказать наличие вируса, динамика инфекции в зараженном поголовье является фактором, наиболее негативно влияющим на проблемы в достижении стабильности на ферме. Чрезвычайно важно всегда думать о том, что когда животное заражается, виремический период относительно короткий и длится от 2 до 3 недель у взрослого поголовья и 4-6 недель у растущих животных. Однако при прекращении виремии, вирус продолжает воспроизводиться, хоть и ограниченно, в некоторых органах в течение длительного времени, в основном в лимфоретикулярной системе. Оттуда вирус может попасть в различные органические выделения, окружающую среду и привести к переносу патогена восприимчивым животным (Batista и др., 2002). Это чрезвычайно осложняет акклиматизационные программы для ремонтных свинок, так как если животное заражается, то оно остается зараженным в течение длительного периода времени. Предполагается, что вирус можно обнаружить в зараженном животном по крайней мере через 8 месяцев после заражения (Wills и др., 2003). Следовательно, продолжающееся поступление ремонтных животных на ферму и неконтролируемое заражение этих животных в течение акклиматизационного периода вносит свой вклад в присутствие вируса в поголовье.
С другой стороны, мы должны помнить, что перекрестная защита между штаммами ограничена, что подразумевает, что внедрение программ вакцинации в качестве единственного метода контроля недостаточно, так как вакцинация — это не идеальный инструмент. Поэтому хотя программы вакцинации полезны и необходимы для предотвращения или ограничения тяжести клинических симптомов, ассоциированных с инфекцией (Scortti и др., 2006), сокращения выделения вируса (Pileri и др., 2017) и сокращения переноса (Rose и др., 2015), в большинстве случаев сами по себе они не достаточны для контроля циркуляции вируса и программы вакцинации должны сопровождаться управленческими практиками, которые помогают ограничить циркуляцию вируса.
Кроме этого, появление большего количества патогенных штаммов затрудняют стабилизацию ферм, так как эти штаммы легче передаются и имеют большую способность, по сравнению с обычными штаммами, ускользнуть от иммунного ответа хозяина (Trus et al. 2016), сохраняясь на фермах в течение длительного периода времени, не смотря на усилия его контролировать.
Наконец, еще один фактор, который следует рассмотреть – это возможность латеральных инфекций. Иногда на фермах, которые были стабильны, снова появляются инфекции, вызванные другими штаммами из вне, которые могут появиться в результате: завоза животных, которые были заражены либо на ферме их происхождения, либо во время транспортировки; покупки зараженного семени, которое позволяет ферме-получателю заразить поголовье в силу способности вируса распространяться через венерические заболевания; или заражения через аэрозольное распространение, которое будет тем вероятнее, чем ближе находится зараженная ферма, распространяющая вирус и чем больше вирулентность штамма.