Статья
Стохастическая модель схем борьбы с вирусом репродуктивно-респираторного синдрома свиней на свиноферме в Соединенных Штатах. Jaewoon Jeong; Sharif S. Aly; Jean Paul Cano; Dale Polson; Philip H. Kass; Andres M. Perez. 2014. Am J Vet Res 2014;75:260–267
Предмет исследований
Авторами изучалась эффективность различных комбинаций схем борьбы с вирусом репродуктивно-респираторного синдрома свиней (РРСС) в поголовье фермы. Целью было определить наиболее эффективную схему борьбы с вирусом РРСС.
Метод исследований
С помощью стохастических моделей производилось моделирование вспышек РРСС на гипотетических фермах Среднего Запада США – мелкой, средней и крупной – работающих по схеме «от опороса до отъема». В моделях проводилось сравнение различных методик борьбы – от полного бездействия, до проведения 4-х различных схем иммунизации, изоляции поголовья и прохождения свинками акклиматизации. Помимо этого, еще девять различных моделей давало группирование 3-х поголовий с разной численностью животных по трем вирулентным статусам вируса РРСС.
В каждой из моделей ставилась задача добиться отрицательного результата при ПЦР-тестировании 3-х недельных поросят (стабилизация по РРСС).
Результаты
Рост вирулентности и численности поголовья имели обратную связь со степенью вероятности достижения стабилизированного статуса. Как оказалось, вероятность того, что статус на ферме стабилизируется, больше зависела от уровня вирулентности, чем от численности поголовья.
При базовом сценарии (никаких мер борьбы с РРСС не применялось), стабилизация достигалась только в одной модели - ферма мелкая, а вирулентность вируса РРСС низкая.
Проведение повторных поголовных иммунизаций, выполняемых совместно с изоляцией поголовья или акклиматизацией свинок, с точки зрения борьбы с вирусом на ферме давало лучшие плоды, чем однократная поголовная иммунизация.
Что это дает?
Для фермы, работающей по схеме «от опороса до отъема», сценарием, с наибольшей вероятностью приводившему к достижению стабильного статуса, являлся тот, который предполагал проведение повторных иммунизаций живой вакциной на основе модифицированного вируса РРСС, выполнявшихся совместно с изоляцией поголовья или акклиматизацией свинок. Кроме того, оказалось, что изоляция поголовья была более полезной, чем одна только акклиматизация свинок.
С практической точки зрения: Enric MarcoДля тех из нас, кто все эти годы работал в свиноводстве ветеринарным врачом и кому приходилось «разбираться» с РРСС, не является сюрпризом тот факт, что подходы к достижению стабилизации по вирусу РРСС различны не только в разных частях света (США, ЕС), но даже и в рамках Европы. В них всех есть что-то общее, но, в то же самое время, есть и различия. В чем же сходство? Любые планы борьбы, какими бы разными они не были, всегда строятся на основе сразу нескольких схем, с тем, чтобы достичь главной цели – все они направлены на то, чтобы постараться избежать дестабилизации, вызываемой введением в стадо ремонтного молодняка, и пытаются достичь этого либо такими жесткими мерами, как временная изоляция поголовья, либо более мягкими, такими, как разнообразные адаптационные схемы различной протяженности. Все они предполагают исключение элементов, несущих риск заноса новых штаммов, таких, например, как прибытие положительного на вирус ремонтного молодняка или использование семени, поставленного положительными центрами искусственного осеменения. Все они стараются исключить наличие «рассадников» (мест, в которых вирус циркулирует постоянно), используя для этого различные приемы – частичную депопуляцию, разбиение на группы или введение жестких мер внутренней биобезопасности. И все они предполагают проведение вакцинаций – послевспышечная экстренная вакцинация и вакцинация свинок, несколько раз в году - поголовная вакцинация, вакцинация по схеме «6-60», комбинирование вакцин на основе живого аттенуированного и инактивированного вирусов, вакцинация одних только свиноматок либо всего поголовья целиком и т.д. Правда в том, что, спустя 24 года, у нас до сих пор так и нет единого плана борьбы с болезнью, принятого всем нашим техническим сообществом. Почему? Эта статья, пусть даже и представляющая собой теоретические умозаключения (основанные на некоторых допущениях), помогает нам осознать, что происходит в реальности. Разнообразие комбинаций различных обстоятельств, встречающихся на практике, таких, как тип фермы (полного ли она цикла или специализируется на разведении молодняка), ее размер, технология работы с ремонтом и, в особенности, патогенез вирусного штамма, в значительной мере объясняет, почему в реальной жизни, применяя описанные меры, не всегда удается достичь одинакового результата. Короче говоря, если мы стремимся к тому, чтобы результаты были сходными, то - чем хуже начальные условия, тем более жесткие и агрессивные меры приходится принимать. |