История
Вирус РРСС (вирус РРСС) продолжает развиваться, в результате чего появляются новые штаммы, некоторые из которых «более-менее схожи», а другие обладают относительно высокой вирулентностью. Недавние примеры штаммов с высокой вирулентностью включают вариант Lineage 1C RFLP 1-4-4 и L1C RFLP 1-2-4.
В ответ на развивающийся вирус ветеринары и производители продолжают объединять усилия и наращивать ресурсы для повышения способности предотвращать инфекцию, реагировать на нее и восстанавливаться. Недавние разработки включают новшества в стратегиях мониторинга и эпиднадзора, новые системы классификации поголовья для лучшего документирования активности вируса РРСС и связанных с ним стратегий реагирования, а также накопление полевых данных об эффективности различных стратегий реагирования.
Эпидемиологические соображения: сезонность и важность поголовья на откорме.
Система отчетности по болезням свиней (SDRS) это совместный проект, объединяющий диагностические данные из нескольких ветеринарных диагностических лабораторий. SDRS раскрывает макроэпидемиологические аспекты, связанные с активностью патогенов во времени, географических регионах, возрастных группах, типах ферм и образцах. В частности, о вирусе РРСС проект SDRS неоднократно сообщал, что:
- Положительный результат ПЦР от образцов доращивания постоянно выше, чем у свиноматок.
- Сезонным всплескам положительных результатов в племенном поголовье предшествуют всплески в поголовье откорма.
В целом, эти результаты подтверждают важность откормочного поголовья в экологии вируса РРСС в свиноводстве.
Мы предполагаем, что откормочная популяция является важным резервуаром и важным местом амплификации вируса РРСС.
По данным консультативной группы SDRS, более высокие положительные результаты на доращивании и откорме и предшествующий всплеск на этой стадии выращивания, связанный с племенным поголовьем, частично объясняется относительно более низкими мерами биобезопасности и биоизоляции на площадках доращивания-откорма. В США производители обычно смешивают источники поступления животных на площадки доращивания и откорма и используют одну и туже рабочую силу, оборудование и транспортные средства для утилизации падежа. Это поддерживает и, возможно, усиливает циркуляцию вируса РРСС на этой стадии производства. Эпидемиологические связи, такие как совместный труд, перевозка свиней и доставка корма, могут объяснить, как вирус передается с откорма к племенному поголовью.
Таким образом, существует прекрасная возможность «поднять планку» биобезопасности и биоизоляции доращивания и откорма, снизив общее давление инфекции РРСС в отрасли. Можно предположить, что снижение инфекционной нагрузки приведет к значительному снижению частоты вспышек в племенном поголовье, разорвав цикл заражения и передачи РРСС. Для подтверждения этой концепции необходимы скоординированные региональные программы борьбы с болезнями. Существующие инструменты мониторинга и наблюдения в сочетании с доступной киберинфраструктурой обеспечивают прекрасную основу для таких проектов, как указано Magalhaes et al (2021) в его публикации Границы ветеринарии под названием «Следующее поколение добровольных региональных программ борьбы с вирусом РРСС».
Еще один значительный прогресс в знаниях об экологии вируса РРСС в популяциях свиней связан с отчетами о случаях применения секвенирования всего генома вируса РРСС (WGS) на фермах, где происходят вспышки. В одном конкретном исследовании д-р Тревизан и соавт. внедрили WGS в 20 племенных поголовьях и сообщили, что на всех фермах, кроме двух (90%), были доказательства одновременной циркуляции нескольких вирусов РРСС. На некоторых фермах имелись доказательства наличия 4+ штаммов. Они также сообщили, что рекомбинация между и внутри вакцинных вирусов дикого типа и аттенуированных вирусов была обычным явлением. Эти результаты подчеркивают, что в племенных поголовьях вряд ли циркулирует «а»-вирус. Вместо этого существует разнообразное «облако» вируса РРСС, циркулирующее и постоянно развивающееся. Это может быть одной из причин, по которой вирус является движущейся мишенью для существующих иммунологических решений для создания коллективного иммунитета. Также известно, что количество разнообразных штаммов, совместно циркулирующих в поголовье, положительно коррелирует с вирулентностью. Другими словами, чем больше вариантов вируса РРСС циркулирует в поголовье, тем большее клиническое проявление ожидается у свиней.
Контроль
За последние десять лет было проведено несколько эпидемиологических исследований в племенных поголовьях после вспышки вируса РРСС до выздоровления. В этих исследованиях воздействие на производство часто описывается как величина потерь поросят с момента вспышки до выздоровления. Время до стабилизации определяется как количество недель, прошедших с момента вспышки до стабильного отрицательного результата на вирус РРСС при отъеме в соответствии с терминологией Американской ассоциации ветеринаров-свиноводов. В целом, факторы, связанные с более коротким временем достижения стабильности и меньшим воздействием на производство, включают:
- Наивному поголовью требуется гораздо больше времени для восстановления продуктивности и производства свиней, отрицательных по РРСС, чем поголовьям, имеющим коллективный иммунитет, полученный в результате предыдущей вспышки или вакцинации модифицированным живым вирусом.
- Закрытие поголовья повышает вероятность достижения стабильности.
- Поголовья, намеренно нацеленные на достижение «негативного» статуса, имели в два раза больше шансов достичь стабильности (80% против 40%) по сравнению с поголовьями, нацеленными на достижение низкой распространенности, но не обязательно излечения от вируса.
- В тех поголовьях, где намеренно заразили все поголовье, была достигнута стабильность и было оказано меньшее воздействие на продуктивность, по сравнению с теми поголовьями, где полагались исключительно на естественное воздействие. В поголовьях, где использовали вакцину с модифицированным живым вирусом (MLV), было меньшее влияния на продуктивность, но потребовалось более длительное время до достижения стабильности по сравнению с поголовьями, в которых применялась инокуляция живым вирусом (LVI) в рамках программы воздействия на все стадо.
- Фермы, применяющие опорос по партиям, восстанавливались лучше, чем фермы, использующие стандартную систему непрерывного осеменения и опороса.
- Поголовья, применяющие более строгие методы биоуправления вскоре после вспышки, восстанавливались быстрее, чем поголовья, откладывающие внедрение методов, подобных McRebel.
- В поголовьях, инфицированных некоторыми появляющимися штаммами вируса РРСС (например, RFLP 1-7-4 или 1-4-4), вспышка была относительно более серьезной.
- На фермах с относительно более высокой генетической изменчивостью, т. е. ≥3 вируса РРСС, средний срок достижения низкой распространенности увеличился на 12 недель по сравнению с поголовьями, в которых выявлено ≤ 2 штаммов.
- На фермах, где выявлено ≤ 2 штаммов вируса РРСС (n = 10), потери поросят на 1000 свиноматок снизились на 1837.
- На фермах, где не было выявлено случаев рекомбинации (n = 8), потери поросят на 1 827 меньше на 1 000 свиноматок по сравнению с фермами, где было выявлено ≥3 штаммов вируса РРСС (n = 8) или были выявлены случаи рекомбинации (n = 10) соответственно.
Заключительные комментарии
Несмотря на отсутствие «серебряной пули» для полного предотвращения потерь, вызванных инфекциями РРСС дикого типа, сочетание существующих стратегий, таких как методы биологического контроля, ввод ремонтных свинок и групповая иммунизация, приводит к значительному сокращению потерь и возвращает показатели племенного поголовья (сниженные) вернуться к исходному уровню продуктивности в течение 3-4 месяцев после вспышки и получить свиней, отрицательных по РРСС, в течение 5-6 месяцев.