Рисунок 1. Превалентность TTSuV среди здоровых (светло-зеленый) и пораженных (темно-зеленый) ЦВБС и КРБС. |
Torque teno sus viruses (TTSuV) have been Вирусы Torque teno sus (TTSuV) известны уже почти два десятка лет и хотя за это время удалось узнать многое об их эпидемиологических особенностях, до сей поры они остаются вирусами без своей собственной болезни. TTSuV имеют такое же большое экономическое влияние как ЦВС-2 или вирус инфекционной анемии цыплят. В настоящее время принято считать, что сами TTSuV не являются прямыми возбудителями заболевания, но могут усиливать действие коинфицирующих патогенов и выступать в качестве провоцирующего фактора таких болезней, как ЦВБС или КРБС.
Действительно, сообщается о высоких превалентностях и вирусных нагрузках TTSuV среди животных больных ЦВБС и о случаях проявления клинических симптомов при коинфекциях ЦВС-2 и TTSuV. Кроме того, TTSuV часто обнаруживаются при исследовании патологических изменений в легких, которые имеют прямое отношение к клиническим формам КРБС. Похоже на то, что TTSuV ассоциированы не столько с каким-либо одним конкретным этиологическим агентом, сколько с комплексными заболеваниями (Рисунок 1). Механизмы таких ассоциаций в настоящее время - предмет пристального изучения нескольких лабораторий Европы и США.
Две генетические разновидности вируса TTSu (1 и 2) объединены в род, носящий название Анелловирусы (Anelloviruses). О них известно, что они способны заражать более 10 биологических видов позвоночных, включая человека. Взгляды на ассоциацию этого вируса с заболеваниями человека в официальной медицине такие же, как описано выше. TTV человека связывается с аутоиммунными заболеваниями, патологиями печени и органов системы дыхания. TTSuV являются вездесущими и их можно встретить в любой точке мира. Преобладающие в циркуляции штаммы разнятся по континентам и географическим областям (Рисунок 2). Большинство, если не все, ферм инфицировано TTSuV. Предполагается, что причинами общемирового распространения этих вирусов были торговля живым скотом и разнообразие путей передачи. И в самом деле, они могут передаваться как вертикальным, так и горизонтальным путем, вызывая персистентное заражение, длящееся всю продуктивную жизнь животного. Вирус TTSuV может быть детектирован в самых разных образцах, включая сыворотку крови, экскременты, слюну, сперму, молозиво и целую вереницу образцов тканей. Заражение некоторых животных происходит во время супоросности, а к возрасту в 3 – 4 месяца, когда и вирусные нагрузки достигают пика, распространенность может доходить до 100% (Рис.3). Если инфекция закрепляется в организме в период супоросности, когда иммунная система еще не развилась, TTSuV могут стать толерантными и в дальнейшем перестать распознаваться иммунной системой свиней. Такие животные становятся высокоактивными вирусовыделителями.
Рисунок 2. География распространения различных штаммов TTSuV (по материалам Cortey et al., 2012). Синие столбцы обозначают штаммы TTSuV1, красные – TTSuV2.
Рисунок 3. Вирусные нагрузки (столбцы) и превалентности (линии) у поросят, ранжированных по возрасту (от 1 до 15 недель).
Свиньи могут заражаться одним или несколькими из четырех известных разновидностей TTSuV. Эти разновидности довольно сильно отличаются друг от друга генетически и, в то время, как две из них связаны с ЦВБС, две другие отнесены к КРБС. Антитела против TTSuV вырабатываются, но только небольшому количеству животных удается очиститься от виремии. Этому может быть несколько причин: у некоторых животных вирус может не опознаваться из-за того, что инфицирование произошло во время супоросности; вирус обходит иммунную систему с помощью быстрой мутации; вырабатывается недостаточное для нейтрализации вируса количество антител; вирус скрывается внутри клеток. Вследствие указанных выше особенностей, TTSuV-инфекции трудно изучать. Дополнительные сложности возникают из-за того, что часто имеют место коинфекции с генетически отличающимися видами TTSuV и, как следствие, недостаточная эффективность перекрестной защиты, ограниченной только близкородственными вирусами TTSu. Да и найти TTSuV-негативных животных для их изучения в экспериментальных инфекционных моделях крайне сложно.