Несмотря на многочисленные исследования по экспериментальному заражению поросят сальмонеллой, реальность такова, что есть лишь несколько полевых исследований, которые оценивают распространенность и динамику этой инфекции в период лактации. Это понятно, так как для правильного определения уровня заражения в поголовье поросят, необходимо подвергнуть эвтаназии и привезти в лабораторию большое количество животных, так как колонизация бактерий требует исследования целевых органов, таких как гланды и илеоцекальные и мезентериальные лимфатические узлы. Во многих странах выбраковка таких молодых животных для оценки этого аспекта считается неэтичной и достаточно дорогой. Тем не менее, несколько исследований, опубликованных на данный момент, основаны исключительно на анализе распространения выделения, т.е. наличии Salmonella в фекалиях.
Эти исследования предполагают, что доля подсосных поросят, выделяющих Salmonella обычно низкая (между 0%-10%), что главным образом связано с высоким уровнем материнского иммуноглобулина (молозиво), защищающего против инфекции и высоким уровень биобезопасности на репродукторе. Это способствует тому, что сальмонеллез не рассматривается как основная болезнь на этой стадии производства, а ее последствия на более поздних стадиях мало изучены.
Тем не менее, все эти исследования основываются в основном на анализе небольшого количества фекалий, собранных ректальными тампонами. Хорошо известно, что чувствительность бактериологических результатов образцов фекалий от асимптомных животных напрямую связана с количеством используемых фекалий, то есть вполне вероятно, что эти исследования недооценивают истинное распространение выделения Salmonella у этих животных. Более того, отсутствие выделения не обязательно доказывает, что животное не заражено, так как периодическое выделение у зараженных животных является явно выраженным феноменом.
В Испании существуют убойные цеха, специализирующиеся на забое подсосных поросят для потребления человеком, это предлагает огромную возможность детально изучать Salmonella у отъемышей без отсылок к этическому аспекту или экономическим затратам, указанным выше. Именно так наша команда обнаружила распространение Salmonella и выделение инфекции у 495 отнятых поросят (примерный возраст – 4 недели) с 5 репродукторов, которые были серологически положительными по Salmonella. Результаты удивили…
36% поросят были инфицированы (колонизация мезентериальных лимфоузлов) и примерно такой же процент (35%) выделяли бактерии. Основными поросятами, которые выделяли бактерии, были зараженные поросята (70%). Это не удивительно, учитывая возраст поросят, можно ожидать, что это была первичная инфекция, а выделение является наилегчайшим способом определить это в данной ситуации. Данные результаты, вместе с тем фактом, что клинические признаки отсутствуют, говорят об активной роли, которую поросята играют в сохранении инфекции на ферме.
Основные серотипы, обнаруженные у поросят, включают монофазный вариант S. Typhimurium (35.4%), S. Rissen (17.1%), S. Derby (10.9%) и S. Bovismorbificans (10.3%). У большинства инфицированных животных (78.2%) этот же серотип был найден в мезентериальных лимфоузлах и фекалиях). Эти серотипы соответствуют выделяемым свиноматками, находящимися на ферме в тоже время, что и поросята. В действительности, 89% серотипов, идентифицированных у свиноматок, присутствовали и у поросят. Дальнейший генетический анализ штаммов Salmonella, проведенный с помощью электрофореза в пульсирующем градиенте напряжения (PFGE), выделенных как от поросят, так и от свиноматок, выявил высокую генетическую корреляцию (> 90%) в 75% сравнения, что предполагает циркуляцию штаммов Salmonella среди свиноматок и поросят на ферме.
Образцы мясного сока от поросят были также проанализированы для определения уровней специфических антител против Salmonella. Основной вывод – значения ИФА (измеренные в процентах оптической плотности - %OD) были значительно выше в образцах от неинфицированных поросят, чем от инфицированных (среднее значение %OD – 17,3% и 12% соответственно; P=0.002). Учитывая, что в этом возрасте единственные антитела, присутствующие в организме это материнские, такой результат предполагает, что молозиво от свиноматки может иметь защитный эффект. Поэтому обеспечение необходимого потребления молозива в первые несколько часов жизни может служить основной стратегией по предотвращению заражения сальмонеллезом во время лактации. Улучшение качества молозива (т.е. количества иммуноглобудинов) путем вакцинирования свиноматок до опороса можно рассматривать как еще одну возможную стратегию, хотя для подтверждения необходимы провести исследования.
Вкратце, результаты этой работы предполагают, что распространение сальмонеллеза у подсосных поросят на серопозитивных фермах определенно намного выше, чем ожидается. Это может повлиять на период доращивания, особенно теперь, когда профилактическое лечение антибиотиками, к которым Salmonella чрезвычайно чувствительна (н-р, колистин) было ограничено. Обеспечение того, что поросята потребляют достаточное количество молозива, совместно со стратегиями, которые помогают сократить выделение бактерии у свиноматок (н-р, использование определенных кормовых добавок, таких как органические кислоты, пребиотики и т.д. или вакцинация свиноматок) скорее всего приведет к улучшению контроля сальмонеллеза на товарной ферме. Тем не менее, необходимы исследования.