Большинство стран Европы, за исключением таких отдельных ее областей, как Северная Италия, с клиническими болезнями, вызванными вирусом эпизоотической диареи свиней в последние десятилетия не сталкивались. Именно поэтому вирусу не уделялось достаточно внимания.
Рис.1. Подсосные поросята на ферме по производству молодняка в Южной Германии, пораженные вирусом ЭДС.
Однако, с сентября 2014 г. из Европы пошли сообщения о неоднократных вспышках ЭДС, начавшихся еще весной 2014 г. Первый ставший достоянием гласности доклад содержал описание острых вспышек ЭДС, произошедших на откормочниках Германии. Сообщения о подобных вспышках стали поступать и из других областей Германии. Поначалу в докладах фигурировали исключительно животные на откорме, но уже к концу 2014 г. были отмечены первые случаи вспышек в маточных поголовьях. Германией болезнь не ограничилась. Недавно нидерландскими коллегами на 7-м Европейском симпозиуме по здоровью свиней (ESPHM) был описан случай ЭДС, имевший место в Нанте (май 2014). Публикации докладов ученых других стран Европы отсутствовали, за исключением описания клинического случая ЭДС на Украине, составленного Джоном Карром. Начиная с сентября 2014 г., BPEX проводит регулярные вебинары по ЭДС, помогающие обмену информацией между странами Европы и Северной Америки. На этих вебинарах звучали доклады о вспышках ЭДС от коллег из Франции и Австрии, да и в Испании также имели место случаи подозрения на это заболевание. При неформальном общении рассказывалось о вспышках болезни в Эстонии, что позже подтвердилось результатами исследований, проведенных в немецких лабораториях. В настоящее время Франция – единственная страна ЕС, в которой случаи этой болезни подлежат обязательной регистрации. Именно поэтому не существует официальных данных о том, в какой степени ей поражено поголовье различных стран. Предполагается, что в Германии количество зараженных вирусом ферм превышает 150, в их числе как откормочники (до 2/3 от общего числа), так и маточники. Согласно самым свежим данным, в Нидерландах зафиксировано около 45 случаев (откорм – 80%, маточное поголовье – 20%).
Рис.2. Тонкий кишечник зараженного подсосного поросенка с характерными поражениями: истонченные прозрачные кишечные стенки и скапливающаяся в просвете кишечника жидкость.
Клиническая картина в большинстве случаев менее острая, чем та, о которой докладывают из США или Азии. Обычно диарея и снижение потребления корма отмечаются у свиней всех возрастных групп. Клинические проявления в большинстве случаев идут на убыль через срок от нескольких дней до нескольких недель, а падеж в течение вспышки обычно невелик, хотя с некоторых маточных ферм поступали сообщения о большом отходе подсосных поросят. Например, в результате острой вспышки ЭДС, отход поросят на ферме по их выращиванию, расположенной в южной части Германии, в одной из производственных групп достиг 70% (Рис.1). Там не были обнаружены никакие другие известные возбудители кишечных заболеваний, а макро- и микропатологии, развившиеся у поросят, были характерными для поражения вирусом ЭДС (рис.2). Немецкий опыт показывает, что самый большой падеж случается, когда заражение подсосных поросят, не защищенных материнским (пассивным) иммунитетом, происходит в первую неделю их жизни. У поросят, заболевших в более старшем возрасте, до фатального исхода обычно не доходит.
Все секвенированные изоляты вируса ЭДС, обнаруживаемые в течение последнего времени в Германии, Нидерландах, Австрии, Эстонии и других странах Европы, имели прямое отношение к так называемому S INDEL PEDV, впервые описанному в США в январе 2014 г. По сообщениям, его референтный штамм ОН851 обладает более низкой вирулентностью и вызывает менее острые клинические проявления, по сравнению с изолятами, циркулирующими в США. Что касается штамма, циркулирующего в настоящее время на Украине, то он высоковирулентен и обладает сходными признаками с прототипным US PEDV.
В Австрии и южных областях Германии, где автору приходилось иметь дело со случаями острой ЭДС, количество новых вспышек в настоящее время идет на убыль. Это может объясняться тем, что наступление более теплых погодных условий сократило время, в течение которого вирус способен выжить вне хозяина, и снизило, в результате, вероятность передачи вируса от поголовья к поголовью. Время покажет, принесут ли осень и зима всплеск новых вспышек этой болезни, хотя вероятность этого весьма высока. Для профилактики дальнейшего распространения вируса потребуется тщательное соблюдение процедур биобезопасности, включая мойку и санитарную обработку транспортных средств, чему в некоторых областях Европы уделяют недопустимо мало внимания.