Грипп – это инфекция, которую на фермах встречается очень часто. И высокий процент ферм, серопозитивных на больше, чем один подтип вируса гриппа А этому подтверждение. С эпидемиологической точки зрения, типов этой болезни два: эпизоотический и энзоотический.
Эпизоотическая форма обычно наблюдается на фермах с высоким процентом восприимчивых животных, для нее характерны высокая заболеваемость, стремительное распространение и низкая смертность. С клинической точки зрения, симптомы болезни могут возникать у животных всех возрастных групп, что особенно важно, если болезнь затронула супоросных свиноматок, потому что после этого можно столкнуться с повторами прихода в охоту и выкидышами, вызванными лихорадкой.
С другой стороны, энзоотическую форму можно наблюдать там, где поголовье обладает определенной степенью иммунитета, и для нее характерен невысокий уровень инфекции. С клинической точки зрения, данная форма может, субъективно, выглядеть как субклиническая, однако, обычно тут же появляется рекуррентный грипп: респираторная картина, возникающая раз за разом в каждой группе поросят в период их доращивания. Обычно, при энзоотическом гриппе в течение длительного времени присутствие сохраняет один и тот же штамм (штаммы) вируса (вирусов), поэтому, можем считать, что данный вирус (вирусы) стал «резидентом» фермы. Воздействие этой формы может сильно ощутиться на доращивании, поскольку она повышает уровень падежа и частоту сопутствующих инфекций.
Обычно, при энзоотическом гриппе встает вопрос: как такое возможно, что вирус, вызывающий у животного острую инфекцию, способен продолжать присутствовать на ферме длительное время?
С одной стороны, ремонтные свинки – это поголовье, предрасположенное, если не принимались какие-либо меры иммунизации, к инфекции, и во многих случаях принесенный ими приплод подвергался более высокому риску заражения в секциях опороса, чем приплод многопоросных свиноматок. Это может быть соотнесено с субоптимальным уровнем защиты у этих юных свиноматок. Учитывая, что при современных технологиях процент ремонта поголовья на предприятиях может доходить почти до 50%, ремонтный молодняк может играть важную роль в персистентности данной инфекции.
С другой стороны, передаваемые с молозивом материнские антитела (CDMA=colostrums-derived maternal antibodies) способны обеспечить определенную степень защиты, хотя мы знаем, что животные могут заразиться и при наличии у них CDMA. А что нам на самом деле известно о роли CDMA при инфекциях вирусом гриппа? При продольном исследовании, проведенном в Испании, наблюдали, что стадией с самой высокой частотой данной инфекции была стадия опороса. Столкнулись с несколькими удивившими аспектами: 1) приблизительно, у половины зараженных животных обнаружены CDMA; 2) только небольшая их часть (<10%) сероконвертировала через 3-4 недели после заражения; и 3) не меньше трех из 40 инфицированных животных в период лактации снова инфицировались - в возрасте 7 недель. Все это соотносится с результатами других исследований, показавших, что пассивный иммунитет не обеззараживает, и что животные, заразившиеся при наличии у них CDMA, не вырабатывают иммунитет к заражающему штамму, неважно, гомологичному или гетерологичному, что делает возможным повторное заражение животного через какое-то время. Что касается роли CDMA в распространении болезни, и в Северной Америке, и в Европе проводилось несколько исследований. С одной стороны, мы знаем - если пассивный иммунитет является гомологичным, то число репродукций базовой болезни (R0) заметно сокращается, падая даже до уровней, при которых в некоторых случаях распространение болезни может прекратиться, да и сама болезнь, постепенно, с течением времени, с фермы исчезнет. Тем не менее, когда инфекция является гетерологичной, иммунитет против нее гораздо слабее, или даже почти отсутствует. Следует помнить, что циркуляции штаммов гриппа в количестве больше одного не является на фермах редкостью, и поэтому сценарий заражения гетерологичным штаммом исключать нельзя. Ввиду всех этих аспектов, считается, что поросята, при наличии у них CDMA, могут служить резервуаром гриппа на ферме.
Наконец, обычно фермы работают по групповой технологии, поэтому периодически (обычно, каждые одну-две-три недели) производится отъем животных, которые вскоре полностью утратят все свои CDMA. После этого поросята становятся восприимчивыми к инфекции, не обладая против нее защитой, и именно тогда появляется рекуррентный грипп. Рассуждая логически, со временем, вирус обязательно отыщет на ферме восприимчивых животных (что особенно значимо для ферм с циклом «опорос-откорм» или «опорос-отъем»), поэтому он может «скакать» с одной производственной группы в другую, поддерживая на ферме энзоотический грипп.
Подводя итог (см. Рис.1): разнообразие субпопуляций (подгрупп) свиней на ферме дает вирусу гриппа возможность сохранять свое на ней присутствие. Роль CDMA следует считать, как минимум, неоднозначной. С одной стороны, они могут оказаться полезными, если инфекция является гомологичной, хотя субоптимального титра (молодые свиноматки) может оказаться недостаточно, чтобы обуздать инфекцию. С другой стороны, они могут сыграть свою роль в персистентности инфекции на стадии опороса, а когда такой иммунитет у животных исчезает, на доращивании имеем соответствующие рекуррентные респираторные проблемы. Можем ли мы как-то улучшить схемы иммунизации, чтобы снизить трансмиссию болезни и ее последствия? Можно ли риск распространения снизить мерами биобезопасности? Вот вопросы, которые следует изучить, чтобы более досконально разобраться со всеми этими аспектами, и это реально необходимо для того, чтобы лучше бороться с этой инфекцией.