X
XLinkedinWhatsAppTelegramTelegram
0
Читайте эту статью в:

Эпизоотический транзиентный неонатальный отход и Senecavirus А

Было предположено, что Senecavirus A (SVA) является возбудителем идиопатической везикулярной болезни свиней. Кроме того, недавно появились сообщения об ассоциируемом с SVA синдроме падежа в неонатальный период.

Вводная информация о Senecavirus A

Сенекавирус A (Senecavirus A=SVA, ранее известный как вирус долины Сенека) – это необолочечный РНК-вирус, длиной 30 нм. Это единственный представитель рода сенекавирусов во всем семействе пикорнавирусов.

 

SVA – аппликация и проявления болезни

SVA был выделен у свиней в 1988 г. и описывался как пикорновирусоподобная частица вплоть до 2002 г., когда его выделили из зараженной клеточной среды и окрестили вирусом долины Сенека (Reddy, Burroughs и др., 2007). По факту, SVA идентифицируется как непатогенный для человека вирус, обладающий онколитическими свойствами, в отношении которого в настоящий момент проводятся клинические исследования на предмет его эффективности в лечении раковых заболеваний (Rudin, Poirier и др., 2011). Его первая полная геномная последовательность была расщифрована в 2008 г. (Hales, Knowles и др., 2008).

Ветеринарные исследования дают основание предполагать, что SVA циркулирует среди сельскохозяйственных животных с, по крайней мере, конца 80-х. Антитела к SVA были обнаружены у крупного и мелкого рогатого скота, мышей и свиней (Knowles, Hales и др., 2006). Было предположено, что он является возбудителем идиопатической везикулярной болезни (ИВБ) свиней (Singh, Corner и др., 2012, Leme, Zotti и др., 2015). Если вкратце, Международное эпизоотическое бюро (МЭБ), а также правительства большинства стран к везикулярным болезням свиней, выявление которых подлежит обязательному докладу, относят те, что вызваны вирусами ящура (ВЯ, афтовирус), везикулярной болезни свиней (ВВБС, энтеровирус), везикулярного стоматита (ВВС, рабдовирус) и везикулярной экзантемы свиней (ВВЭС, калицивирус). Таким образом, клинические случаи везикулярных заболеваний, в отношении которых подтверждено, что они вызваны не этими четырьмя вирусами, считаются «идиопатическими везикулярными болезнями».

Несмотря на неоднократные усилия, попытки экспериментального воспроизведения везикулярного заболевания с помощью SVA до сих пор не увенчались успехом. Тем не менее, гибридизация в естественных условиях продемонстрировала присутствие этого вируса в везикулярных очагах пораженных животных (Рис.1). В настоящее время проводится исследование, цель которого - попытаться возбудить везикулярное заболевание с помощью SVA, выделенного недавно на среднем западе США у свиней с идиопатической везикулярной болезнью.

 

Skin biopsy of a vesicle from an affected pig

Рис.1. Кожная биопсия везикулы пораженной свиньи. Вирус присутствует, преимущественно, в шиповидном слое эпидермиса. Внутриэпидермальная везикула – репликация вируса в кераноцитах.

 

Связь с ЭТНО, Бразилия и США

Недавно (июль 2015) из Бразилии было доложено о необычном клиническом синдроме, ассоциируемом с SVA. Д-р Вануччи (Vanucci) и его коллеги сообщали о синдроме неонатального падежа, поразившем поросят 0-7-дневного возраста. Отход поросят 0-3-дневного возраста был выше (40%-80%), чем 4-7-дневных (20%-40%). Пометы старше 7 дней, похоже, клинически не поражались. Как только болезнь укоренялась, относительно быстро начиналось проявление синдрома изнурения, приводящего к падежу, величина которого возвращалась к обычному уровню в течение 4-10 дней. Важно то, что желудки большинства поросят (>80%) были наполнены молоком/молозивом. Учитывая эти особенности, нами был предложен термин ЭТНО - эпизоотический транзиентный неонатальный отход (ETNL-epidemic transient neonatal mortality) (Vannucci, Linhares и др., 2015) (Рис.2).

 

Acute and transient characteristics of the epidemic transient neonatal mortality

Рис.2. Характеристики острой и переходной стадий эпизоотического транзиентного неонатального отхода (ЭТНО). Слева: картина, типичная для гнезда, переживающего вспышку ЭТНО. Справа: поросята нового помета в той же самой секции опороса через 10 дней после пика падежа.

 

Детальное патологическое обследование пораженных поросят на нескольких фермах в Бразилии, а затем и на центральном западе США, не обнаружило каких-либо общеизвестных/однозначных макро- или гистопатологических нарушений, которыми можно было бы обосновать причину их падежа. При этом в поголовьях, в которых развивался ЭТНО, во многих тканях поросят, включая кровь, а также мозговую и лимфоидную ткани, стабильно обнаруживался сенекавирус А (SVA), причем, в больших количествах, что говорило об обширной инфекции (Linhares, Rademacher и др., 2015) (Рис.3). В тканях же непораженных поросят SVA не обнаруживался.

Distribution of the virus by quantitative PCR in tissues of ETNL-affected piglets

Рис.3. Распределение вируса в тканях пораженных ЭТНО поросят, составленное методом количественной ПЦР.

 

С некоторых ферм также сообщали о присутствии там, наряду с ЭТНО-синдромом, идиопатической везикулярной болезни (ИВБ), вызывавшей поражения рыл и/или ног (венчики копыт, интердигитальная область или подушка стопы), со степенью тяжести от средней до умеренной (Рис.4). С других ферм о каких-либо подобных везикулярных симптомах сообщений не поступало, вследствие чего можно предполагать, что SVA (если причина болезни именно он), для того чтобы возбудить болезнь, требуется действие неких дополнительных факторов. ИВБ, сопутствующая ЭТНО, также имела транзиентную природу, вследствие чего заживление поражений рыла наступало в течение нескольких дней, а ножные симптомы исчезали в течение приблизительно двух недель.

 

Snout and foot lesions reported in idiopathic vesicular disease cases

Рис.4. Поражения рыла и ног, вызываемые идиопатической везикулярной болезнью.

 

Комментарии и выводы с эпизоотической точки зрения

ЭТНО стремительно распространился по Бразилии, кластеризуясь во времени и пространстве. Ситуация была такова, что если с какой-либо фермы сообщили о появлении синдрома, то жди подобного же сообщения с окрестных ферм, расположенных по соседству, при этом ни используемая на них технология содержания, ни маршруты и интенсивность перемещения свиней/персонала, ни источники племпоголовья или кормов не имели значения. Как в Бразилии, так и в США были случаи, что ЭТНО развивался даже на фермах, которые перед этим на протяжении более 6 месяцев работали по закрытой схеме (не вводили в поголовье новых свинок/хряков извне). Все вместе это служит основанием предполагать, что ЭТНО и/или ИВБ передавались, в т.ч., и непрямым путем.

Насколько нам известно, вплоть до настоящего момента с тех ферм, что первыми сообщили о вспышке (сентябрь 2014 г.), не поступало никакой информации о возникновении повторных вспышек. Другими словами, по истечении года выглядит так, что ЭТНО – это одноразовое явление. Учитывая, что ремонт маточного поголовья на большинстве ферм составляет около 45%, стало быть, приблизительно каждые два года почти все свиноматки подвергаются замене, а это означает, что соотношение числа животных восприимчивых/невосприимчивых к инфекции существенно меняется. Это может провоцировать волны вспышек ЭТНО каждые полтора-два года.

Если причиной ЭТНО и ИВБ является SVA, стало быть, это вирус с высокой трансмиссивностью (территориальный уровень и уровень фермы), но также и с высокой иммуногенностью, приводящей к длительному (как минимум, в течение года) иммунитету.

Последняя работа в области молекулярной эпидемиологии (Jianqiang при поддержке др. ученых американского общества изучения млекопитающих (ASM); Vannucci, Linhares и др., 2015) демонстрирует, что современные изоляты SVA (США и Бразилия, случаи ЭТНО и/или ИВБ) кластеризуются отдельно от большинства среднестатистических изолятов этого вируса, а это позволяет предположить, что недавно он мог претерпеть изменения и каким-то образом повысить свою патогенность. В качестве альтернативы - недавний всплеск числа клинических случаев, связываемых с SVA, мог произойти вследствие изменения (роста) степени его трансмиссивности и/или выживаемости в условиях окружающей среды.

Остается открытым вопрос как/где SVA «отсиживается» между вспышками и каким образом он передается от поголовья к поголовью. Другими словами, остается ли он заразным, находясь в составе кормов? Переносится ли он по воздуху? Или распространяется переносчиками? Получение ответов на эти вопросы требует дальнейших исследований.

 

Предпринимаемые шаги

Ведется целый ряд работ/исследований, направленный на решение таких задач, как: а) разработка/сертифицирование методов ИФА применительно к SVA; б) верификация роли SVA в ЭТНО/ИВБ; в) прояснение молекулярной эпидемиологии SVA в Бразилии и США; г) методы дезинфекции против SVA.

Каждый случай, при котором дифференциальный диагноз подтверждает ИВБ, исключая остальные четыре заболевания (в т.ч. ящур), подлежит расследованию по процедуре, принятой для экзотических болезней животных.

 

Выражения признательности

Д-ру Дэвиду Барселлосу, Университет штата Айова, а также сотрудникам научной кафедры и кафедры повышения квалификации Университета штата Миннесота.

Комментарии к статье

Эта область не предназначена для консультаций авторов по поводу своих статей, это место для открытых дискуссий между пользователями pig333.ru
Оставьте новый Комментарий

Ограниченный доступ пользователям 333. Чтобы отправить комментарий, Вам необходимо авторизироваться

Вы не подписаны на этот список Последние новости в свиноводстве

Введите логин и зарегистрируйтесь на список

Вы не подписаны на этот список pig333.ru за 3 минуты

Каждые две недели обновляется рассылка новостей на всех сайтах pig333.ru

Введите логин и зарегистрируйтесь на список