Как сообщается в материалах ведомства, "в связи с публикацией новой версии имплементирующего решения ЕС 2014/709/ЕС от 30 октября 2018 года Россельхонадзор с 21 ноября разрешает поставки живых свиней, эмбрионов свиней и спермы хряков, свинины из благополучных по АСЧ территорий стран-членов ЕС" - за исключением ряда территорий, которые указаны в приложении к документу.
Как пояснила "Интерфаксу" пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано, нововведение заключается в том, что в этом решении служба приняла регионализацию Евросоюза по африканской чуме свиней. "Если раньше мы запрещали поставки свиней и продукции свиноводства, исходя из административного деления стран-членов ЕС, то теперь запрет касается исключительно территорий, которые находятся в зоне риска по АЧС", - сказала она.
Кроме того, Россельхознадзор привел требования по режиму обработки продукции свиноводства, гарантирующему разрушение вируса АЧС, для поставок этой продукции в РФ из неблагополучных по АЧС территорий ЕС в соответствие с положениями Кодекса здоровья наземных животных МЭБ.
В связи с этим с 21 ноября с предприятий ЕС, расположенных в административных территориях, неблагополучных по АЧС, допускаются поставки готовой продукции из свинины, готовой продукции, содержащей в своем составе свинину или сырье животного происхождения. Эта продукция должна быть подвергнута обработке, гарантирующей разрушение вируса.
Однако, несмотря на принятое решение, поставки свиней и продукции свиноводства из ЕС в настоящее время невозможны из-за российского продовольственного эмбарго, которое действует с августа 2014 года. Оно, в частности, распространяется на живых свиней и продукцию свиноводства из стран ЕС.
Спор с ЕС из-за поставок
Спор между РФ и ЕС по поводу поставок свинины идет уже несколько лет.
Как сообщалось, Россельхознадзор в начале 2014 года ввел запрет на поставки свиней, свинины и некоторых видов свиноводческой продукции из Евросоюза из-за случаев АЧС на территории ЕС. В апреле 2014 года ЕС начал процедуру оспаривания этой меры. По данным представительства ЕС, закрыв свой рынок для европейской свинины, Россия урезала почти 25% экспорта свинины из Евросоюза. В 2013 году ЕС поставил в Россию свинины на 1,4 млрд евро. Запрет привел к падению цен и перенасыщению свининой рынка ЕС.
В августе 2016 года экспертная группа ВТО постановила, что введенный Россией запрет на импорт живых свиней, свинины и другой свиноводческой продукции из ЕС является неправомерным с точки зрения правил международной торговли. По мнению экспертов ВТО, запрет на импорт европейской свинины не основывается на соответствующих международных стандартах и нарушает правила соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных норм.
После этого РФ подала апелляцию, но в феврале этого года апелляционный орган ВТО подтвердил, что запрет на импорт Россией живых свиней, свинины и других продуктов свиноводства из ЕС "является незаконным в соответствии с международными правилами торговли".
Между тем Минэкономразвития отмечало, что РФ не разделяет некоторые выводы апелляционного органа ВТО по спору о запрете. "Считаем, что, руководствуясь процессуальными формальностями и упустив ключевой фактор продолжающегося распространения АЧС в Евросоюзе, арбитры фактически поверили ЕС "на слово", не проверив эффективность сдерживающих болезнь инструментов, - говорилось в сообщении ведомства. - Но эти выводы опровергаются реальными фактами - продолжающимися вспышками АЧС в государствах-членах ЕС".
Ранее в министерстве отмечали, что еще в декабре 2017 года РФ в полном объеме привела свои меры в полное соответствие с правилами организации с учетом выводов органа по разрешению споров (ОРС). "Вся необходимая информация о конкретных шагах, принятых Россией, была направлена в ОРС и ЕС также в декабре 2017 года", - сообщали в Минэкономразвития.
На первом заседании ОРС 30 октября этого года Россия заблокировала учреждение третейской группы в рамках спора "Российская Федерация - меры в отношении импорта живых свиней, свинины и другой свиноводческой продукции из ЕС". Однако по правилам ВТО в случае повторного обращения она учреждается автоматически. Таким образом, 21 ноября на заседании ОРС была учреждена третейская группа по спору.
Однако Россия по-прежнему настаивает на необоснованности этого шага со стороны ЕС, заявили в связи с этим в Минэкономразвития.
Пятница, 23 ноября 2018/ Interfax.
https://www.interfax.ru/russia/639177